Еще в 1988 году издание New York Times назвало Артемия Троицкого главным рок-критиком тогдашнего Советского Союза, а сейчас он приобрел в России статус чуть ли не живой легенды. Острый язык критика остается важной составляющей борьбы гражданского общества за демократию в нынешней России.
Кроме того, что А.Троицкий продолжает вести передачу на радио и пишет аналитические статьи, он стал заметной фигурой среди российской политической оппозиции.
В ходе проходящей в эти выходные в столице Литвы «Вильнюсской музыкальной недели» А.Троицкий прочитал сообщение о связи музыки и политики. Рядом с ним стоял плакат со словами «Free Pussy Riot«, а на футболке красовалась надпись «Брат Навального».
Прошлогоднюю антипутинскую акцию российской панк-группы Pussy Riot — панк-молебен в Храме Христа Спасителя, А.Троицкий назвал лучшим протестом за всю историю музыки. «Возможно, он был не самым сильным с артистической точки зрения, однако непревзойденным по произведенному эффекту», — утверждал он в Вильнюсе.
Участницы Pussy Riot были осуждены на два года тюремного заключения за хулиганизм, однако их, как борцов за свободу самовыражения, поддержал почти весь музыкальный мир Запада — Мадонна, U2, Пол Маккартни и др.
«Однако я был очень разочарован, когда многие российские рок-музыканты, среди которых есть и мои друзья, отказались публично высказаться в поддержку Pussy Riot. Они этого не сделали, поскольку боялись, что больше не смогут получить радиоэфир и предложений концертов», — говорил А.Троцикий.
Свое сообщение он закончил, подняв два пальцв вверх и заявив: «освободим всех политических заключенных!». Сразу после этого А.Троицкий пообщался с Delfi о музыке и политике.
— Может ли музыка быть инструментом в борьбе за политические идеи?
— Да, это было доказано множество раз, особенно если мы вспомним политические движения в бывшем Советском союзе: России, Украине, странах Балтии. Музыка для репрессивных режимов может представлять опасность.
— Представляет ли она такую опасность в современной России? Не слишком ли музыканты смирились с существующим положением вещей?
— В России есть определенное число «постоянных подозреваемых». ДДТ, Noize MC, другие группы и исполнители всегда были или являются активными на политическом поле. Их можно насчитать порядка десяти. Свой взгляд они выражают как на концертах, так и делая публичные заявления. Однако их меньшинство. Большинство исполнителей, включая и тех, кто играет рок-музыку, к сожалению, молчат. Это разочаровывает.
— На чем основана их пассивность?
— Основаня причина — страх. Не единственная, но основная. Поскольку я действительно не верю, что мыслящие музыканты могут поддерживать Путина. Все понимают, что Россия в данный момент в ужасном положении — масштабы воровства и коррупции гигантские. Ситуация катастрофическая. Поэтому я не думаю, что эти люди молчат, поскольку поддерживают Путина или не понимают, что происходит в стране. Причина проста: они не хотят проблем. Это факт.
— Но вы тоже публичная фигура, работаете с музыкой. Вам тоже это грозит. Что не позволяет вам бояться и публично поддерживать оппозицию?
— Не знаю. Я всю жизнь был таким. Считаю себя слегка сумасшедшим (смеется).
— Вы поддерживали протест группы Pussy Riot. Участницы группы все равно были закрыты в тюрьму, не означает ли это, что борьба была проиграна?
— Нет. Думаю, что они победили, поскольку вызвали фантастический резонанс. Я думаю, что именно Pussy Riot, а не кто-либо другой, сделали протесты оппозиции в России событиями мирового масштаба. Это крупная победа.
— У вас есть репутация лучшего рок-критика в России. Вы выпустили в годы развала СССР две книги о музыке. Вы еще занимаетесь музыкальной аналитикой?
— Сейчас я пишу редко, но делаю много других вещей, большинство из которых все же связаны с музыкой. Например, я готовлю музыкальную радиопередачу. Но ежедневной музыкальной журналистикой не занимаюсь.
— Как вы оцениваете современную музыку?
— Я думаю, что и в наши дни все еще создают массу хорошей музыки. Однакр мне неспокойно от того, что уже довольно долгое время в музыке не происходит никакого прорыва, новых движений. Я не думаю, что, скажем, дапстеп это какая-то новинка. Такую музыку я слушал в начале 1990-х годов. Практически с середины 1990-х гг. я не слышал никакой действительно новой музыки. А это уже почти 20 лет. Это плохо. Но все равно, вокруг нас множество очень талантливых музыкантов и исполнителей.