1. 1847 год
В своем обращении к чеченцам главнокомандующий кавказскими войсками граф Воронцов от имени императора России сказал:
«Верьте мне, что все обещанное вам — истина, основанная на воле моего государя-императора. Религия ваша, шариат, адат, земля ваша, а также все имущество, приобретенное трудами, будет неприкосновенной вашей собственностью и останется без всякого изменения. Российские войска будут защищать вас от врагов, начальство будет заботиться о благоденствии вашем, и вы ни в чем не встретите нужды и никогда вас не постигнет никакое бедствие… » (см. Саракаев Н. Б. В трущобах Чечни. Владикавказ, 1913).
2. После окончания Первой Русско-Кавказской войны от имени императора России князь Барятинский обещал : «Не имейте более никаких сомнений и опасений насчет вашей будущности. Вы отныне должны быть убеждены, что ваша вера, ваша собственность и ваши обычаи остаются неприкосновенными» (С.-М. Хасиев «Чеченцев древняя земля», Финляндия, 1994 г. ).
3. 1918 год
В одном из таких обращений, подписанном Лениным и Сталиным, говорилось: «Чеченцы и горцы Кавказа, все вы, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши верования и обычаи, национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это, знайте, что Ваши права, как права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов… Вы сами должны устроить свою жизнь по своему образу и подобию! Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в собственных руках», (см.: Ленин В.И.)
4. 1922 год
«Такой подлости (имеется в виду запрет на право иметь оружие — Л.У.) по отношению к горским народам Чечни и Ингушетии, которые сами утверждали здесь Советскую власть, Орджоникидзе себе не позволит», (см.: Орджоникидзе Г.К. Статьи ч речи. т. 1, Москва, 1956, стр. 60 — 62).
5. 1923 год
Жалобы населения на то, что происходящее является грубым вероломным нарушением данных большевиками обещаний, в лучшем случае удостаивались объяснений, подобных тем, которые дал М. И. Калинин в 1923 году в селе Урус-Мартан: «Что касается материальной помощи чеченцам, то должен сказать прямо, что у нас очень много бедных республик, а наша власть очень бедная, и поэтому говорить, что будет какой-нибудь отпуск материальных средств, это было бы с моей стороны романом, подобным тому, в котором вы упрекаете молодых представителей Советской власти, которые в борьбе с контрреволюцией сулили нам золотые горы». (См.: В. И. Ленин и Чечено-Ингушетия. Сб. док., Грозный, 1982, стр. 207).
Этот разговор происходил в селении Урус-Мартан в том самом 1923 году, когда в Чечне было добыто 91,7 млн. пудов нефти, что оценивалось в 394, 3 млн. рублей. Из этой суммы в бюджет Чечни до середины 1923 года не поступило ни копейки, а после 1923 года весьма мизерная часть этой огромной суммы — 35 000 рублей. (См. В.И. Ленин и Чечено-Ингушетия, стр. 189). При этом надо иметь в виду, что добыча нефти из года в год увеличивалась.
6.14 ноября 1989 года принято Постановление Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». В этом документе также утверждается, что «несоблюдение прав человека и гуманитарных норм на государственном уровне никогда не повторится «.
7. 26 апреля 1991 года принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». В нем также осуждается политика клеветы, геноцида, самоуправства, беззакония и оскорбления народного самоуважения.
8.1991 год. Президент России заявляет о своей поддержке стремлений народов к независимости: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите».
9. В процессе русско-чеченской войны 1994 — 96 годов уже никаких обещаний нет. Убивают, уничтожают, сжигают и грабят просто так. Обещать уже больше нечего.
6 . Выводы
В заключение приведем некоторые специальные выводы, касающиеся русско-чеченской политической истории и современной действительности:
А. В целях реализации планов всеобъемлющей аннексии Чечни Россией было затрачено времени, материальных средств и людских ресурсов, многократно превышающих аналогичные затраты на приведение в покорность всех остальных народов бывшего СССР, вместе взятых.
В. В течение 132-летней эпохи пребывания Чечни в «российских объятиях» никогда, кроме одного случая, не было допущено чеченского самоуправления. Да и оно заключалось всего лишь в том, что к роли официального главы республики в 1989 г. был допущен коммунист-чеченец Д. Завгаев. В такой степени опека осуществлялась только в отношении Чечни (Чечено-Ингушетии). Но и при этом единственном случае «прихода к власти» чеченца-коммуниста уже в сентябре 1990 г. республикой была принята Декларация о полном государственном суверенитете, которую позднее Москва не признала, несмотря на то, что все происходило в строго конституционных рамках.
За все остальное время политической истории российско-чеченских взаимоотношений в Чечне господствовал режим колониального управления в лице русского руководства. Чеченцам не оставляли какой-либо альтернативы вооруженному восстанию против тирании.
В течение всего трагического периода своей истории чеченцев никогда не покидало чувство перманентной военной опасности с севера.
Мирного равноправного российско-чеченского договора чеченский народ ожидает уже двести лет.
С. Конституированный камуфляж политического статуса: Чечня (Чечено-Ингушетия) формально, т. е. по конституции, уже более полувека имеет автономный статус. Но это всегда был только камуфляж, ибо реальной, даже частичной самостоятельностью чеченцы под русским господством не обладали.
Другие народы, очевидно, примирились с этим, за что их Москва оставляла до определенной степени «без присмотра». Чеченцы с этим диктатом не соглашались и никогда не согласятся.
Удостоенные автономного статуса «правительства» и «парламенты» на самом деле никогда не были таковыми, т. е. они ничем никогда не правили и никаких законов не издавали. Они дублировали только то, что им спускалось сверху из Москвы. Более того, если отбросить все соображения символического характера в виде формально декларированной государственности, то эти «высшие государственные органы» в реальной жизни были даже обузой для налогоплательщиков национально-административных единиц .
D. Никаким обещаниям России верить нельзя, ибо конечная цель России в отношении чеченцев понятна уже и дураку. Кого можно — ассимилировать, а кого нет — истребить. В эту концепцию вписывается и образ «злого чеченца». Единственный способ спасти чеченский народ от перманентной опасности с севера — это государственная независимость, обеспечивающая международно-правовую защиту населения Чечни.
Е. Чечня — единственная из республик Российской Федерации, которая никогда, ни при каких условиях и ни при одном режиме не соглашалась па право субъекта в составе угнетавшей ее колониальной державы.
Чечня — единственная из республик Российской Федерации, которая не подписала «Федеративный договор».
Чечня — единственная из республик Российской Федерации, которая не участвовала в Референдуме по принятию Конституции Российской Федерации.
Чечня — единственная из республик, которая не делегировала своих представителей в высшие органы государственной власти Российской Федерации.
И наконец, Чечня не считает себя частью Российской Федерации и заявила об этом еще 27.11.90 г., т. е. до образования Российской Федерации, тогда, когда право на свободное самоопределение народов было конституционным правом.
И последнее. Чеченское национальное самосознание никогда не соотносилось со словами «россиянин», «русский», а Чечня никогда не считала себя частью России. И доказала это, и продолжает героически доказывать всей своей трагической историей!
Отрывок из книги Лемы Усманова «Непокоренная Чечня»
Отдел мониторинга
Chechenews.com
13.09.13.