Мусульмане составляют 20% населения мира, но доля мусульманских государств в мировом производстве знания — только 5%, даже менее 5%.
Прежде чем говорить о таких гениальных изобретениях, как «исламские олимпийские игры», необходимо задуматься над этим фактом.
Говоря «изобретение», я бы хотел привести еще некоторые данные. Количество патентов в Израиле в 9 раз больше, чем во всех арабских странах!
Считаю необходимым, прежде всего, обратить на это внимание г-на Садыка Якута (Sadık Yakut), депутата от Партии справедливости и развития, который, как известно, предложил: «Давайте мы, в свою очередь, проведем олимпийские игры тюркоязычных и мусульманских государств».
Арабский Ближний Восток
У Омрана Бакуша (Omran Bakoush) есть научная статья на тему «Арабский мир отстает от других стран Ближнего Востока». Отмечается, что общее количество входящих в базу данных индекса публикаций на биомедицинскую тематику в 16 арабских странах Ближнего Востока с 2001 по 2005 годы составило 14,4 тысяч. В Турции — 25,6 тысяч. Успех Турции налицо. Но почему?
Не спешите выносить суждения, ответ не лежит на поверхности.
В вышеупомянутой статье Бакуш говорит об отсталости ближневосточных арабов в науке, по сравнению с находящимися в этом же регионе Турцией, Израилем и Ираном.
Как видно в публикациях нашего Академического центра сетей и информации, в научной области Иран отстает от Турции и опережает все арабские страны. Притом что Иран является исламской страной, данные по арабскому миру относятся к режимам, существовавшим до «арабской весны». Отсталость могла стать еще более ощутимой в результате «весенних» беспорядков в арабском мире. Еще один привлекающий внимание факт: в отличие от арабского Ближнего Востока наука в североафриканских арабских странах развивается! В интернете доступны результаты исследования Фуада Мрада (Fuad Mrad): в период до 2006 года ни в одной арабской стране Ближнего Востока не возможно найти и 500 научных публикаций в год, но, например, в Тунисе их число превышает 1000.
Надо полагать, «арабская весна» в Северной Африке протекает более стабильно, а на Ближнем Востоке — хаотично?
Одна религия, одна раса, но значит что-то иначе, если результат другой.
Несдержанные волнения
Причины отсталости исламского мира неоднозначны. Среди историков и экспертов тоже нет единства взглядов. По-видимому, основная необходимость сегодня — это не истеричные «волнения», а рациональная ментальность «исследования». Оставьте фантазию об исламских олимпийских играх. Где наше место в гонке науки и технологий? Вот, на что нужно обратить внимание. Мы уже говорили о таких лозунгах Неджметтина Эрбакана (Necmettin Erbakan), как «исламский альянс НАТО», «исламская валюта». Если заботиться только о том, как определить понятия высокопарными категориями, то это напрасно. Гораздо важнее выяснить и понять, что соответствует этим понятиям в реальности.
Посмотрите на Ближний Восток, в течение последних 20 лет как исламисты, которые превратились в политических и социальных игроков, так и предшествующие им секулярные националисты, социалисты и прочие, из-за своего чрезмерного страха не смогли совладать с ситуацией.
Важно вспомнить о разрушительных страстях Мао Цзэдуна и прагматичном рационализме современного Китая.
Не будем поворачивать колесо фортуны
Если количество патентов, лабораторий, библиотек, публикаций в Израиле в несколько раз больше, то можно сколь угодно разглагольствовать о сионизме и проводить жаркие митинги, это приведет только к самоуничтожению.
Если весь арабский мир издает 5 тысяч научных работ в год, а Америка — 160 тысяч, читать нотации об империализме бессмысленно.
Нельзя недооценивать успех Турции, например, в науке, экономике, экономической экспансии. Но, если погрузиться в бесконтрольные страхи, подобно Ближнему Востоку, фортуна может отвернуться. Единственный способ — концентрация не на тревогах, которые неизбежно нас разрушают, а хладнокровное отношение к вопросам, которые заставят нас задуматься.