Недопиарил

Назначение великого голландца Руда Гуллита тренером грозненского «Терека» стало в свое время национальной новостью номер один. При этом о футболе говорилось постольку поскольку. Первое появление Гуллита в Грозном можно сравнить с приездом самой главной кинозвезды в Канны. Навалила тьма всякого народу, никогда про футбол не писавшего, и кадры с Кадыровым и Гуллитом, как выражались прежде, «облетели весь мир». Что, собственно, Кадырову и было нужно.

Гуллит – слабый тренер. Вот игрок он был совершенно невероятный, а тренер такой, что, скорее всего, он и не тренер вовсе. Но в Чечне хотели привлечь человека планетарного масштаба. Полагая, что уж как-нибудь он с командой разберется, а они будут пожинать лавры экспортной продажи положительного образа Чечни.

Того же порядка были и два шоу-матча, в одном из которых участвовала сборная Бразилии образца 2002 года, когда она стала чемпионом мира, а в другой игре участвовала условная сборная мира, в составе которой было тоже немало знаменитостей прошлых времен. Пиар удавался. Причем не только на экспорт, но и на «внутрь». Столько кадров с грозненскими новостройками, чистыми, широкими улицами я не видел, пожалуй, никогда. А сколько рассказов, полных удивленного восторга! Сколько картинок мирной, даже какой-то нарочито мирной жизни было в наших газетах, в том числе не замеченных в подпевании власти. Гуллит и мировые звезды тоже были любезны, политкорректны. Все как один говорили, что не деньги привели их в Чечню, а желание помочь несчастному народу преодолеть последствия войны.

Но все-таки с самого начала в этой бочке меда постоянно обнаруживались дегтярные капельки, превращающиеся в ложки и половники дегтя. Во-первых, в бескорыстие звезд никто не поверил. Бразильцы прибыли в Грозный прямиком в разгар карнавала, а хорошо известно, что в разгар карнавала бразильцы куда-то уедут только за очень хорошее вознаграждение. И уж во всяком случае, в Чечню в разгар карнавала никто из них просто так не поехал бы точно. Что в последствии и подтвердилось, когда экс-чемпионы начали признаваться, что понятия не имели, куда и зачем летят, что гонорар был слишком хорош, чтобы думать об этом, а некоторые даже жалели о поездке, узнав, что у Рамзана Кадырова репутация, скажем так, непростая. К тому же они иронично оценивали футбольные способности Кадырова, которому открыто поддавались, и казалось, что обе команды в полном составе вышли на поле только для того, чтобы хозяин Чечни хоть как-то, но забил гол. Он его и забил, даже два. Пробив три (!) пенальти и лишь один из них реализовав. Не реализовал бы этот, назначили бы и четвертый, и пятый – так это выглядело со стороны.

Членам «сборной мира» после второго шоу-поединка подарили дорогущие, в несколько десятков тысяч евро часы, которыми они потом хвастались. Но не все в итоге оказались рады подаркам, потому что получили их из рук опять-таки не вполне приличных, по западным представлениям, людей. Правозащитники во Франции потребовали вернуть часики, а Ален Богосян имел объяснения с федерацией футбола, с которой у него был контракт. Мол, нечего без спросу ездить по сомнительным мероприятиям.

РИА Новости

Но и Гуллит недолго пребывал в ореоле посла мира. Когда-то его признали лучшим футболистом Европы, и свой Золотой Мяч он посвятил находившемуся в застенке Нельсону Манделе. И вообще Руд вел активную общественную жизнь. И естественно, его соотечественникам не понравилось, что Гуллит поехал в Чечню, поступившись принципами в обмен на несуразно большие деньги. А деньги ему платили действительно очень большие – говорят, около 4 миллионов евро, хотя вряд ли тренер его уровня стоит больше полумиллиона.

В общем, в Чечне хотели показать, что у них все хорошо и цивилизованно, что к ним едут, не боясь и бескорыстно, самые великие звезды.

А тем временем Гуллит подтверждал репутацию плохого тренера, и его команда опустилась на дно таблицы. Выложив кучу денег на зарплату тренеру, игроков приличных купить забыли. И как-то сложно было пропагандировать успехи Чечни с помощью команды, проигрывающей всем подряд. В любом другом случае тренер такой команды давно вылетел бы к чертовой матери. Но Гуллит был призван пиарить. И его, наверное, терпели бы до последнего, однако этот чертов голландец начал заниматься совершенно не тем, за что ему платили такие деньжищи. Стал критиковать руководство клуба, подозревая его в некомпетентности. Жаловался на строгие порядки в Чечне, куда он не мог позвать друзей, потому что там не повеселишься и не выпьешь. А Гуллит всегда был рад повеселиться. Переполнило чашу терпения его интервью Daily Mail, где все эти жалобы прозвучали особенно явно. После чего последовало известное заявление «Терека» в форме ультиматума, выступил Кадыров, и Гуллиту прямо сказали, что в Чечне нет пьянства и наркомании, столь привычных для него в растленной Голландии. И что тренер не по дискотекам должен бегать, а работать. Иными словами, Руд Гуллит мало того, что работал плохо, так еще и недопиарил. И это не тот случай, когда плохая реклама – это все равно реклама.

Вопрос в другом. Можно ли сейчас в Чечне сделать хорошую рекламу? С Гуллитом или без него. Чтобы звезды приехали не ради денег и часов. И чтобы после этого им не приходилось оправдываться, как школьникам.

16 ИЮНЯ 2011 г. АНТОН ОРЕХЪ