Мурманская история в европейской прессе
С первым нынешние события роднит имя капитана Питера Уилкокса, который более четверти века назад командовал тем самым гринписовским флагманом «Рейнбоу Уорриер», а сегодня сидит в мурманском СИЗО. Со вторым — вопиющая несоразмерность обвинения реальной тяжести содеянного.
И еще два момента отмечают издания, которые следят за развитием событий в Мурманске.
Во-первых, экзотические особенности российской судебной процедуры: задержанные сидят в клетке, словно злые террористы, а суд отказывается изменить им меру пресечения, оставив на целых два месяца в СИЗО.
Во-вторых, нарушение российскими властями свободы СМИ. С участниками акции задержаны два журналиста, которые ее освещали. Даже на войне международное право защищает репортеров. А в данном случае речь идет о мирном протесте, сравнимом с уличным шествием. Мало разницы — вывешивается баннер на буровой платформе или на здании офисного центра.
СМИ сдержанно пишут о воинствующих экологах, понимая, что и те могут быть не совсем в ладах с законами, но отмечают неадекватную жестокость российской власти и своеобразие российского правосудия.
Агентства АФП и Блумберг, а за ними газеты и телевидение приводят заявление исполнительного директора «Гринпис» южноафриканца Куми Найду: «Решения российского суда — это реликт другой эпохи, как и сама российская нефтедобывающая промышленность. Наши мирные активисты находятся в тюрьме за то, что пролили свет на опасную деятельность «Газпрома».
СМИ напоминают, что Найду и его соратники в последнее время проводили подобные акции на объектах транснациональных компаний на Аляске и в Шотландии, их там тоже задерживали власти, но отпускали. В августе прошлого года они «захватили» ту же «Приразломную», которая первой в мире начинает добычу на арктическом шельфе. Вывесили баннер, привлекли внимание, и этим тогда все закончилось.
Найду подверг сомнению искренность Путина, когда тот оправдывал действия охранников и военных предосторожностью. Тем, что они не знали, кто это «штурмует» платформу — может быть, террористы.
«Они следили за нами около 24 часов до начала акции протеста. У нас долгая история мирного протеста в России, и власти нас хорошо знают», — заявил Найду.
АФП отмечает, что история, в которую вовлечены граждане разных государств, может вылиться в дипломатический конфликт. В Мурманск поспешили дипломаты и консульские сотрудники сразу нескольких стран.
Нидерланды (под чьим флагом ходит захваченный Россией ледокол с интернациональным экипажем. — А. М.), напомнив о международном морском праве, потребовали от российских властей освободить задержанных. Правительство грозит даже возбудить дело о незаконном аресте экипажа, в том числе в Международном суде ООН по морскому праву. Об этом заявил министр иностранных дел Франс Тиммерманс.
Голландские СМИ ведут подробную хронику. De Telegraaf помещает несколько сообщений в день, фиксируя каждую новую деталь. По сути дела, в Мурманск насильно отконвоирован кусочек нидерландской территории.
Главный юрист «Гринпис Интернэшнл» Яспер Тойлинг, чьи слова приводит De Telegraaf, назвал «абсолютно шокирующим» решение российского суда оставить задержанных активистов и членов экипажа под стражей на два месяца. По российским законам, за пиратство могут дать до 15 лет тюрьмы. Но сам юрист сомневается, что дело дойдет до этого. В сложившихся обстоятельствах главная задача российских властей — как можно дольше продержать людей «Гринписа» в тюрьме и затянуть расследование.
«Пиратство — это единственная статья, которую русские могли бы найти в международном праве, чтобы оправдать захват судна и экипажа», — считает адвокат. Иначе получается, что, наоборот, именно российские силовики нарушили морское право, захватив иностранный корабль в международных водах и отведя его в свой порт.
Но эту единственную статью применить к гринписовцам невозможно, пишет газета, ссылаясь на представителей организации. Нет ни одного основания, на котором активистов можно обвинить в пиратстве или морском разбое. Для этого они, например, должны были быть вооружены и пытаться захватить другой корабль. То есть в инциденте должно участвовать по меньшей мере два судна. Можно добавить, что активисты не намеревались захватить платформу «Газпрома», чтобы присвоить ее как пиратскую добычу и пользоваться ей.
Для министра Тиммерманса история с «Арктик Санрайз» — это еще и вопрос политической состоятельности. Пресса публикует мнения, что глава МИД не проявляет достаточной твердости, что Нидерланды слишком долго и терпеливо ждут от русских информации и разъяснений о захвате судна, аресте активистов и экипажа. Сначала Москва обещала представить полную информацию к 18.00 вторника, но этого не произошло. В среду Лавров заверил Тиммерманса, что все объяснит в ближайшее время, но и в четверг ясности не было. «Время ожидания закончилось, русские должны были гораздо раньше дать разъяснения. Теперь министр обязан потребовать немедленного освобождения нашей «Арктики-30», — заявила член парламента Жанин Хеннис-Плассхарт.
В голландских городах в эти дни проводятся мероприятия «Года России в Нидерландах», развернуты выставки, приезжают художественные коллективы, артисты, официальные делегации, на днях ждут министра культуры Мединского. «Год России» готовился щедро и с размахом и призван был укрепить благоприятный образ России в Нидерландах…
Немецкая Die Welt помещает фото девушки, стиснувшей руками прутья решетки: активистка «Гринписа» посажена в клетку в России. Что уже само по себе шокирует здешнего читателя и не пробуждает в нем симпатий к путинской России.
«Сначала «Пусси Райот» — теперь «Гринпис» — под таким заголовком газета публикует статью и репортаж из Мурманска.
«Арестованных привели в зал в наручниках, — пишет автор. — Там они, как это обычно происходит в России, следили за ходом разбирательства из клетки. «Гринпис» назвал этот процесс историческим. Государственное телевидение вело трансляцию из зала суда. Один из задержанных, Денис Синяков, является известным русским фоторепортером. Его «Гринпис» пригласил документировать рейс «Арктик Санрайза». «Уголовное преступление, в котором меня обвиняют, — это журналистика. Я буду продолжать делать это», — сказал Синяков.
«Еще раз стало очевидно, что правительство России больше заинтересовано в защите своих безответственных нефтяных компаний, чем в защите Арктики», — приводит Die Welt слова пресс-секретаря «Гринписа» Кристофа фон Ливена. Арктическая экосистема считается весьма чувствительной, ее обширные части объявлены охраняемыми территориями. «Гринпис» обвиняет «Газпром» в массовом игнорировании норм безопасности».
Французам нынешняя акция «Гринписа» и болезненная реакция России напоминает неприглядный эпизод французской истории. Тот же самый капитан Питер Уилкокс, который сегодня на фотографиях в европейских СМИ изображен в клетке и наручниках в мурманском суде, в 1985 году командовал другим флагманом «Гринписа» — «Рейнбоу Уорриер».
Судно взорвали в новозеландском порту Оклэнд французские коммандос в ходе операции, инициированной президентом Франсуа Миттераном. Оно направлялось к атоллу Муруроа, протестуя против французских ядерных испытаний. Экологи считали, что ядерные взрывы в атмосфере вредят окружающей среде, а президент думал о государственных интересах. В результате взрывов погиб фоторепортер Фернандо Перейра, которого «Гринпис» пригласил для освещения акции, как Дениса Синякова. Французское правительство долго скрывало свою причастность к диверсии, но после разоблачений газетой Le Monde разгорелся скандал. Тогда ушел в отставку министр обороны Шарль Эрню, уволен глава разведки адмирал Пьер Лакост, исполнители осуждены в Новой Зеландии на 10 лет, надолго испортились отношения Парижа с Веллингтоном, а в 1987 году Франция выплатила «Гринпису» компенсацию в 8,16 миллиона долларов.
С тех пор утекло много воды, государство и бизнес на Западе привыкли к тому, что находятся под пристрастным контролем неправительственных организаций, и научились строить с ними отношения. Чего пока не постигли наши. Die Welt цитирует главу Роснефти Игоря Сечина, чья компания тоже собирается бурить арктический шельф. «Человек Путина» сказал, что не вмешивается в дела экологов, и попросил их не вмешиваться в его дела. Мол, мы обеспечиваем самые высокие экологические стандарты, и примите это на веру…
Источник: www.novayagazeta.ru
30.09.13.