Владимир Путин на Валдайском форуме буквально расточал оптимизм. Перед приглашенными западными экспертами и заслуженными европейскими политиками он наслаждался ролью спасителя Соединенных Штатов благодаря инициативе по химическому оружию в Сирии.
Путин даже не преминул заметить экс-премьерам Франции и Италии Франсуа Фийону и Романо Проди, что «евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей», и что они отрицают «нравственные начала». Путина, должно быть, особенно порадовало то, что при этом западные эксперты ему аплодировали.
Настроение Путина испортилось только во время вопросов об экономической ситуации в России. И хотя он сумел сгладить остроту темы, но уже без той искры в глазах, с которой он отчеканивал фразы о вымышленных и настоящих ужасах Запада. Ведь российская экономика в этом году удивительно резко замедлила свои темпы. Если летом прошлого года некоторые государственные деятели жаловались, что рост «всего» 5%, что, по их мнению, не соответствовало возможностям России и ее цели догнать Запад. В этом году, согласно статистике, экономика даже несколько упала.
«Слава богу, это еще не кризис», — сказал в начале сентября Владимир Путин на заседании правительства, где обсуждался бюджет на следующий год. Но цифры неумолимы. В первом квартале ВВП упал на 0,25% по сравнению с предыдущим кварталом, во втором — на 0,27%. Конечно, о таких цифрах страны южного крыла ЕС могут только мечтать.
Нефть растет, экономика падает
Только для такого снижения российской экономики в принципе причин нет. Цены нефти уже долго держатся на уровне около 110 долларов за баррель. То есть главный экспортируемый товар, как и газ, цена которого зависит от цены нефти, из-за мирового экономического кризиса не страдает. И Казахстан, который от экспорта нефти и газа зависит еще больше, чем Россия, растет темпами 5% в год.
Сергей Алексашенко, экономист из престижной московской Высшей школы экономики, утверждает, что ответ надо искать в недавнем рейтинге конкурентоспособности стран, опубликованном Всемирным экономическим форумом. Из 148 стран Россия на 133-м месте по защите прав собственников, на 109-м – по уровню коррупции, на 119-м – по независимости правосудия и на 125-м по влиянию налогового законодательства на склонность инвестировать в страну.
«Наши чиновники успокоились, узнав, что за год в этом рейтинге Россия поднялась с 67-го на 64-е место. При этом они не хотят говорить о том, что среди стран БРИКС Россия находится на последнем месте. А если рейтинг России скорректировать на размеры ее рынка (7-е место), на отсутствие малярии (1-е место) и на унаследованную от Советского Союза сеть железных дорог (31-е место), то наша страна откатится в рейтинге ВЭФ еще на десяток-полтора мест вниз», — написал Алексашенко в колонке для газеты «Ведомости».
Экономисты начали бить тревогу еще весной. Когда они сравнили рост государственных расходов на самые разные программы Путина (речь шла и о престижных проектах, как Олимпиада в Сочи или приближающийся чемпионат по футболу, и о колоссальной программе перевооружения российской армии в сотни миллиарды долларов) с действительным состоянием экономики, стало ясно, что доходы и расходы бюджета далеки от равновесия. Летом и чиновники стали говорить о так называемом бюджетном маневре, что на самом деле означает замораживание зарплат в бюджетной сфере и увольнения, сокращения обещанных социальных выплат, приостановление многих инвестиционных программ.
Кризис, как при СССР
Сергей Алексашенко утверждает, что нынешний кризис напоминает последние годы существования Советского Союза.
Механизмы управления плановой экономики перестали работать, потому что они уже изжили себя. Но переход к правилам рыночной экономики для советского руководства был неприемлемым, и все это закончилось крахом СССР и последующей шоковой терапией, которая ценой огромных жертв положила начало современной российской экономике. Будем надеяться, что в этот раз все закончится лучше.
Тем, кто придерживается точки зрения, что, чем хуже для России, тем лучше для нас, я бы посоветовал в упомянутом рейтинге Всемирного экономического форума поискать Чешскую республику. И посмотреть, например, насколько, наши граждане доверяют нашим политикам. И вспомнить, что нефти у нас нет.