«…Цзянь Цзэминь во время беседы с Нурсултаном Назарбаевым в мае 2005 года на удивление задавал много вопросов о Чечне. Его интересовали мельчайшие детали, вплоть до национального характера чеченцев, их обычаев. Наш президент подробно отвечал, а затем поинтересовался, чем вызван такой интерес к чеченскому вопросу. Цзянь Цзэминь ответил, что тщательно изучил русскую и советскую историю, но эта тема не попадала в поле его зрения.
«У Маркса и Ленина я ничего не нашел о чеченцах». Мы не поняли, говорил ли он всерьез или шутил. Я попросил давнего знакомого, первого заместителя министра иностранных дел Дай Бинго дать разъяснения. Тот ответил откровенно: «Цзянь Цзэминь не перестает удивляться, как такой маленький народ выдерживает атаки мощной Российской армии…»
Касым-Жомарт Токаев. (http://www.kp.kz/node/4523)
Сергей Александрович Арутюнов, член-корреспондент Академии наук, этнограф, этнолог, зав. отделом Кавказа в Институте этнологии Академии наук.
«Свобода», эфир 10 марта 2003 года:
«Если бы я был в составе армянского руководства, то я бы, конечно, опасался самоопределения Чечни. Если как-то чеченские, ичкерийские боевики утвердятся, сохранят и нарастят какую-то силу, вполне возможно участие какой-то части чеченских добровольцев, допустим, в конфликте на рубежах Карабаха. Один хорошо вооруженный армянский полк разобьет любую азербайджанскую армию, но один даже посредственно воо-руженный чеченский полк разобьет любую армянскую армию.
Это просто генетически унаследованный уровень способностей к войне, военного дарования. У армян оно среднее, но приличное, у азербайджанцев оно очень низкое, но у чеченцев… Сравниться с чеченцами в мире в этом плане могут только непальские гурки, которые составляли элитные части британской колониальной армии, это суперсолдаты».
http://i.finam.fm/uploads/other/2010/03/04/01.jpg
Александр Моисеевич Пятигорский (р. 1928) — востоковед, философ, писатель.
«…чеченцы заселяли территорию нынешней Чечни за четыре тысячелетия до того, как восточные славяне стали заселять киевский район, а папуасы жили в западном Ириане, включенном (по ошибке, конечно) в Индонезию, за десять тысяч лет (!) до того, как древние греки появились в Греции, а древние евреи — в Палестине.»
http://www.odn2.ru/opyt/lektsii_pyatigorskogo.files/image002.jpg
«Чеченский вопрос по-новому» г-на Роберта Андраковича Автандиляна — действительного члена Армянской Технологической Академии
«К тому же история все время переписывалась с переиначиванием, и все, что относилось к арийской цивилизации, беспощадно и умышленно уничтожалось, чтобы и не было и упоминания об иной − народной, − форме власти. Чеченцы, как последние магикане, сумевшие хоть что-то сохранить от наследия Ариев, …., были поперек горла всем властителям по тысячи км, ибо являли для народов соблазнительный пример вольного самоуправления. Именно уничтожение остатков арийского наследия и являлось главной целью развязанного против чеченского народа геноцида и этноцида.
Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации. Не случайно внушают, что свое название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы − народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «исследователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам не помнящим родства) не знали, кто они и откуда.
Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь подчеркивает то, что они − самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями. Развитие чеченского общества отличалось многими особенностями и во многом не имеет аналогов. Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни.»
http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTxO5MxzwjBVHV2oS9GbZihxzqUqElHDUl9B_x1uBvlbxfchKGU
Буддийский монах, учитель японского Ордена “Нипондзан мёхондзи” Дзюнсэй Тэрасава, широко известный в мире своей миротворческой деятельностью.
«Чечня одна, без какой-либо международной поддержки, бросает вызов этому стабильному международному порядку, ориентированному на Запад. Никто больше из бывшего Советского Союза не встал прямо и открыто против этого порядка. Потому с начала войны в Чечне весь Запад и Америка хранят полное молчание, видя жестокость, массовые убийства, геноцид в отношении чеченского народа со стороны российских вооруженных сил.
Но борьба народа Чечни — не только за национальные ресурсы, или экономику, или геополитические интересы. Чеченцы хотят защитить свою культуру, свою свободу, свою духовность, достоинство, собственную жизнь.
И здесь заложена правда, стоящая за борьбой чеченского народа, и несправедливость мотивов российской агрессии. Результат этого противостояния в действительности повлияет на все будущее человечества.
Такое глубокое значение имеет борьба чеченского народа для будущего мира.
Мы видим страдания и трагедию народа Чечни. Подношения чеченцев собственной жизнью сходны с практикой бодхисаттвы. Чеченцы делают подношение жизнью, землей, собственностью. Они выступили одни перед непомерной жестокостью российской военной агрессии, а также перед предательским сотрудничеством всех западных держав, выступили лишь за человеческое достоинство, ради защиты собственной духовной традиции.»
http://buddas.narod.ru/terasawa.jpg
Максим Шевченко — российский журналист, ведущий Первого канала.
«Чеченцы, кроме русских и евреев, являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши.»
http://www.kreml.org/images/content/users/shevchenko_2.jpg
«…Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: «Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы»
(Иоган Бларамберг, «Кавказская рукопись»)
Архипелаг Гулаг.
Александр Солженицын – O чеченцах
Писатель близко познакомился с чеченцами в казахстанской ссылке в 50-е годы.
Его строки из «Архипелага ГУЛАГ» (М., 1989, с. 401)
«…Была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности, — не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это – чечены.
Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чечены проявили себя зэками по духу. После того, как их однажды предательски сдернули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли – низкие, темные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай. И такое же было все их ссыльное хозяйство – на один этот день, этот месяц, этот год, безо всякого запаса, дальнего умысла.
Они ели, пили, молодые еще одевались. Проходили годы – и так же нечего у них не было, как и в начале. Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству, — но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить их там, да и мальчиков не всех. Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных работах не горбили.
Больше всего они старались устроиться шоферами: ухаживать за мотором – не унизительно, в постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской страсти, в шоферских возможностях – своей страсти воровской. Впрочем, эту последнюю страсть они удовлетворяли непосредственно.
Они принесли в мирный честный дремавший Казахстан понятие: «украли», «обчистили». Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех ссыльных, что так легко подчинялись начальству, они расценивали почти как ту же породу. Они уважали только бунтарей.
И вот диво – все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы.»
http://www.clcr.ru/Russe/RZG/Archive…ru_02_025.html
«Когда смотришь в одно время на чеченца и на нашего братца вахлака-русского, то русский производит впечатление неуклюжего травоядного животного рядом со статным и смелым хищником. У чеченца пестрота наряда какой-нибудь пантеры или барса, грация и гибкость ее движений, ее страшная сила, воплощенная в изящные стальные формы… Это поистине зверь, отлично оснащенный всяким боевым оружием, острыми когтями, могучими зубами, прыгающий как резина, как резина увертливый, уносящийся с быстротою молнии, с быстротою молнии настигающий и разящий, мгновенно загорающийся такою злобою и гневом, какими никогда не в силах воодушевиться травоядный вол».
Е.М.Марков, «Очерки Кавказа», СПб, М., 1887 г.
В 1856 году майор Власов пишет: «…Чеченец, по умственным способностям стоит выше Авара, Тавлинца, Осетина и многих других племен Кавказа. Он сметлив, понятлив, даже умен в ограниченном круге своих действий; он гостеприимен, добр и не чуждается иноверцев; он понимает превосходство образования, и с истинным уважением смотрит на ученого».
Швейцарец Жий, наставник цесаревича Александра ii, во время Кавказской войны побывал в Чечне и Дагестане, лично встречался Шамилем… Как этнолог, утонченный психолог и педагог, Жий фиксирует основные характерные черты чеченца, например: остроумие, при этом замечая, что офицеры русской армии называли их «кавказскими французами», за впечатлительность, привязанность к коллективу, гостеприимство.
Отдел мониторинга
Chechenews.com
06.10.13.