В тюрьме он признавался сокамерникам в нападениях на рыбаков на берегу Оки
Дело Дмитрия Виноградова — «русского Брейвика», расстрелявшего шестерых коллег в офисе аптечной фирмы «Ригла», практически закончено. Кассационная жалоба в Верховном суде еще ждет своего часа, но можно и без гадалки предсказать: приговор останется в силе. После этого дело сдадут в архив, а сам преступник, возненавидевший весь мир из-за проблем с женщинами, поедет в колонию — отбывать пожизненное заключение.
Но действительно ли в его деле не осталось тайн?
Как стало известно «МК», коротая время в ожидании приговора в СИЗО №2, Виноградов признался сокамерникам: бойня в «Ригле» — не первое преступление, которое он совершил. Якобы на его совести еще две человеческие жизни. Более того, предполагаемый убийца этих людей был задержан и даже осужден!
Действительно ли Виноградов уже убивал людей и остался безнаказанным? Об этом — расследование «МК».
Дмитрий Вноградов | ||
фото: РИА Новости |
Оружие из Средних веков
Об этих убийствах долго судачили жители приокских деревень на юге Подмосковья. Уж больно нетипичным, причудливым было орудие преступления. Не пистолет, не нож, не топор — старинный арбалет!
В июне 2009 года на территории Серпуховского района застрелили 46-летнего рыбака. Мужчина явно не ожидал нападения — наслаждался рыбалкой на берегу Оки… Его убили подло, выстрелом в спину. Оперативники изъяли с места происшествия стрелу с так называемыми рассекателями — заточенными стальными ребрами, усиливающими поражающую способность.
Сыщики были растеряны. Явных врагов рыбак не нажил, к уличным конфликтам был не склонен. Все вещи остались на месте, так что версия ограбления тоже не подтверждалась.
А буквально через месяц жуткая новость пришла с другого берега Оки, из соседней Калужской области. Там аналогичным способом был смертельно ранен еще один рыбак, также 46 лет от роду. И у него из спины опять торчала стрела, пущенная из арбалета. Беднягу успели довезти до больницы, несколько дней пытались спасти, но безуспешно.
«Не иначе у нас завелся фанатичный поклонник Стивенсона», — мрачно шутили опера, вспоминая роман «Черная стрела». Вряд ли убийства удалось бы раскрыть, но помог случай. Через неделю после второго нападения егерь в Серпуховском районе увидел в лесу мужчину с арбалетом. Это был 34-летний местный житель Сергей Дуденко. Егерь тут же вызвал милицию: во-первых, охота с арбалетом в России приравнивается к браконьерству, а во-вторых, они сразу вспомнили случай с рыбаками.
Сергея опросили и отпустили под подписку о невыезде: явных улик не было. Арбалет изъяли и отдали на экспертизу. Первое исследование помогло установить, что рыбаки были убиты из арбалета аналогичной марки. Об этом исследовании мы еще поговорим отдельно. Кроме того, в машине Дуденко нашли песок. Его экспертиза показала, что мужчина бывал в местах, где убили рыбаков. Впрочем, что это доказывало? Что Дуденко, житель Серпуховского района, охотник (у него есть лицензионное гладкоствольное ружье) и рыбак, бывал на берегу Оки, которая у него под боком? Этого он никогда и не скрывал. Но уж больно заманчиво было раскрыть двойное убийство. Нашелся и мотив: следователи решили, что Дуденко двигал банальный интерес. Он просто хотел испытать силу арбалета, узнать, можно ли из него убивать людей. Правда, не вполне понятно, почему он не мог испытать оружие на звере. Еще одна странность — когда следователи все же решили арестовать мужчину, его даже не пришлось искать. Хотя логично было бы предположить, что отпущенный под подписку о невыезде убийца ударится в бега. А главное — неужели преступник рискнул бы через несколько дней разгуливать с арбалетом наперевес?
Тем не менее Дуденко привлекли к суду. Процесс был громким, внимание прессы и местных жителей ни на минуту не ослабевало. Вердикт вынесли присяжные. 9 человек сказали, что он виновен, а три — что нет. Сергей до последнего настаивал на своей невиновности. В июне 2011 года его приговорили к 19,5 года тюрьмы.
«Русский Брейвик» в Бутырке
Вернемся к Дмитрию Виноградову. О нем, кажется, известно все. Основные версии убийства шестерых коллег — желание самоутвердиться в собственных глазах после разрыва с девушкой на почве сексуальных неудач. Но со своими сокамерниками «русский Брейвик» делился совсем другими мыслями, которые шли вразрез с тем, что он говорил следователю, а позже — на суде.
От Федора (имя по его просьбе изменено), который вместе с еще тремя людьми делил камеру с «русским Брейвиком», нам удалось узнать подробности пребывания Виноградова за решеткой.
— Когда нам сообщили, кого к нам в камеру переводят, то мы не на шутку испугались и решили первую ночь не спать вообще, глаз не смыкали. И даже «аварийный» план придумали на случай, если что-то пойдет не так. Решили: если вдруг Виноградов попробует накинуться на одного из нас, то я приму огонь на себя, так сказать, попытаюсь занять его внимание (Федор длительное время занимался боксом. — Авт.), а остальные попытаются его скрутить сзади. Но ночь прошла тихо.
После того как Дмитрий немного обжился в камере, интерес арестантов к нему заметно вырос. «Красава, офисный планктон положил!» — пытались ободрить Виноградова таким способом некоторые заключенные.
«Виноградов помогал мне писать кассационную жалобу, у него ведь юридическое образование, — пояснил в письме «МК» Александр Молодов, еще один сосед Дмитрия. — На самом деле его просили об этом еще несколько человек, но помочь он решился только мне, так как увидел реальные нестыковки в моем деле».
— Виноградов постоянно тренировался со мной в тюремном дворе, — добавляет Федор. — Он, как и я, на свободе массу времени уделял здоровому образу жизни и единоборствам, и у нас было много общих тем для бесед.
Как на свою популярность реагировал сам Виноградов? Он явно чувствовал себя героем. Рассказывал, что убийства в «Ригле» — его вклад в начало конца света (Виноградов свято верил, что конец света все же наступит в декабре 2012 года, и человечество исчезнет с лица земли). С насмешкой рассказывал, как все «съели» версию о том, что бойню породил конфликт с Анной Казниковой. Упоминал о том, что не пристрелил ее лишь потому, что она начала умолять: «Димочка, не надо, пожалуйста!»
И в одну из ночей он разоткровенничался с сокамерниками Федором и Александром. Дмитрий рассказал им, что хочет написать книгу о том, насколько человечество губительно для планеты, насколько оно не нужно ей. Фактически он хотел написать расширенную версию своего манифеста. А начать эту книгу он хотел со своих… первых убийств — в 2009 году на берегу Оки!
Сокамерникам Дмитрий пояснил, что убил двоих рыбаков, так как они наносили вред природе, брали, но ничего не давали взамен. Напомним, защищать природу «русский Брейвик» начал в 2008 году — тогда он волонтером от Фонда дикой природы поехал в Крым, чтобы помочь ликвидировать последствия экологической катастрофы. Его поразило, что когда он отмывал от нефтепродуктов несчастных чаек, местные жители спокойно приходили на берег, при нем брали пару-тройку чаек, ломали им шеи и несли домой — ощипывать и варить похлебку…
Выбор оружия «русский Брейвик» также объяснил: на тот момент «Вепря» у него еще не было, а стрельбе из арбалета он уделял довольно много времени и даже уверял, что с расстояния в пару десятков метров сможет попасть в голову человеку. Стрелял из засады, близко не подходил — соблюдал осторожность. Может быть, он продолжил бы убивать и дальше, но после второго убийства поднялась шумиха (стало ясно, что кто-то целенаправленно отстреливает именно рыбаков), и Виноградов решил затаиться.
Все это можно принять за бред воспаленного мозга, если бы не один немаловажный факт. В ходе обыска у Виноградова действительно обнаружили арбалет с оптическим прицелом и даже с глушителем — специальными стопорными пластинами, которые приглушают и без того негромкий звук выстрела. Причем арбалет той же марки, что и у Дуденко. На вопрос следователя, зачем ему такое оружие, Дмитрий ответил, что очень любит стрельбу и арбалет купил, еще когда у него не было огнестрельного оружия, чтобы упражняться в тире. Кроме того, у него были найдены и стрелы с охотничьими наконечниками, которые приходилось заказывать аж в США.
Кстати, Виноградов не знал, что за его преступления уже осудили другого человека. Эту новость донес до него «тюремный телеграф»: кто-то из заключенных случайно узнал об убийствах рыбаков. Сокамерники сказали об этом Дмитрию. Тот пообещал, что обязательно расскажет следователю о преступлении. Но вскоре преступника отправили в Институт имени Сербского для проведения ряда психолого-психиатрических экспертиз. Там его посадили в «одиночку», где он провел свыше месяца.
— Когда Виноградов вернулся, от его удали не осталось и следа, — вспоминает Федор. — Вмиг куда-то делись его напускное бахвальство, его идейность, даже богохульство исчезло. Он наконец-то понял, куда он попал. Понял, что не будет никакого конца света…
Действительно, «русский Брейвик» согласился на услуги адвоката, которого ему уже не один раз предлагала мать. В его любимой книжке «Моби Дик» в качестве закладки появилась иконка, от замашек богохульника не осталось и следа. Тем не менее он повторил обещание сознаться в убийстве рыбаков на суде.
Федор освободился около месяца назад. Первым делом на свободе он перерыл всю прессу, читая подробности судебного процесса по Виноградову, и понял, что тот не сдержал обещания.
— Если бы за это преступление не сел другой человек, я бы, наверное, и не стал задумываться об этом. Но так, как это обстоит сейчас, я все оставить не смог и написал заявление в Генпрокуратуру, — добавил он.
Самодеятельная экспертиза
Верить Виноградову на слово, конечно, глупо. Хоть врачи и признали его вменяемым, этот тип явно помешан на собственной значимости. Ради красного словца он не то что в расстреле рыбаков признается — убийство принцессы Дианы на себя возьмет. А вот результатам экспертизы оружия поверить, пожалуй, стоит. И вот здесь возникает масса вопросов.
Начнем со стрел, найденных на месте гибели двоих мужчин. Изначально полицейские указали их длину — 40 см. Позже, в других документах экспертизы, длина стрелы составила уже 58 см, диаметр — 7 мм. Еще позже эксперт, который и проводил экспертизу, указал длину 50,4 см и диаметр 8,8 мм. На стрелах то четыре пера стабилизатора, то три. Протокола выемки стрелы на месте преступления не существует и вовсе, а значит, и понятых, которые могли бы расставить точки над «i», нет. Стоит заметить, что стрела длиной 40 см не подходит к арбалету Дуденко. А фотоданные осмотра предметов были утеряны. На тех фото, что остались с осмотра места преступления, стрела постоянно в разных ракурсах — видимо, ее не раз перекладывали с места на место. После этого в описании осмотра стрелы написано, что на ней нет никаких биологических следов (ни на наконечнике, ни на оперении), — а ведь стрела прошла сквозь человека! Возникает ощущение, что следы просто затерлись, пока стрелу с места на место перекладывали и пока она прошла через несколько любопытных рук. Или ее заменили потом, чем объясняются и «скачки» в ее размерах.
Теперь — об экспертизе арбалетов. Стоит отметить, что в России подобные экспертизы практически не проводятся (это и понятно: преступники крайне редко используют арбалет в качестве орудия убийства). Следователям нужно было доказать, что арбалет оставляет на стреле уникальные следы, характерные только для конкретного оружия. Что же сделали эксперты? Руководствуясь простой логикой, они купили такой же арбалет, как у Дуденко, купили новые стрелы, аналогичные найденным на местах убийств. Из каждого арбалета сделали по выстрелу, а потом под микроскопом изучали следы, оставленные на стрелах. Экспертиза подтвердила, что следы на стрелах — разные. В итоге эксперты вынесли вердикт: стрелы, найденные на местах преступлений, с вероятностью свыше 99% были выпущены из арбалета Дуденко. А дальше — суд, присяжные, приговор. Но насколько может быть точным такое исследование?
Вот как оценивает эту экспертизу вице-президент столичной Федерации стрельбы из арбалета Василий Лесников, имеющий высшее юридическое образование по специальности «криминалистика», спецподготовку в области судебно-баллистических исследований и холодного оружия и стаж работы с 1982 года по данной специальности. Во-первых, его удивило, что специалист, который проводил эту экспертизу, не имеет допуска к подобным исследованиям. Он эксперт баллистического отдела, а арбалет — это метательное оружие, и им занимаются эксперты-трассологи. Более того, эксперт без опыта в области метательного оружия в своих выводах не опирался ни на один литературный источник по методикам подобных исследований. В-третьих, следы на стрелах эксперт не замерил в миллиметрах, не описал, а лишь сфотографировал. В-четвертых, никакой эксперт не ограничится только одним отстрелом, а сделает несколько пробных выстрелов.
Может быть, следователям стоило вообще не зацикливаться на экспертизе арбалета, а поискать косвенные улики?
Аргументы «за» и «против»
Мы попытались проанализировать, насколько все же могут быть достоверны признания Виноградова.
Доводы «за»: у Виноградова есть мотив — общеизвестно, что природу он ставил выше человека, он этого никогда не скрывал. Кроме того, отношение к людям как к «генетическому биомусору» также вписывается в этот мотив. Дуденко следователи же приписали простой интерес к силе своего оружия: убил, чтобы понять, можно ли убить арбалетом. При таком мотиве убивать второго рыбака ему бы и вовсе не понадобилось. Кроме того, откуда Виноградов мог знать о тех преступлениях? Вряд ли он настолько внимательно читал криминальную хронику, тем более что об убийствах рыбаков в центральной прессе не сообщали. А если бы читал, то знал бы, что по этому убийству есть приговор, а в изоляторе лучше молчать о преступлении, если за него сел другой человек.
Доводы «против»: что, если «русский Брейвик» все же слышал об этом случае и решил приписать убийства себе, чтобы сойти за психа? Может быть и другой вариант: в местах лишения свободы сознаваться в дополнительных эпизодах преступлений, которых ты не совершал, — привычная практика. Пока уходит время на проверку таких заявлений, заключенного будут перевозить с места на место для проведения следственных мероприятий, а это уже как небольшой глоток свободы. Возможно, Виноградов просто боится отправляться в колонию и сговорился с сокамерниками, чтобы один из них отнес заявление в Генпрокуратуру, как только освободится.
Третий сценарий уже немного отдает фантастикой. Что, если Виноградов, узнав об убийстве рыбаков, согласился взять на себя чужую вину? Взамен Сергей или его родня могли пообещать материально помочь семье Виноградова, которой он уже не смог бы помогать до конца своих дней. И хотя этот вариант маловероятен, его нельзя исключать как минимум по одной причине. По какому-то удивительному совпадению сосед Виноградова по камере Александр после приговора попал в ту же колонию в Липецкой области, что и Сергей Дуденко. Какое-то время они даже были в одном отряде! Теоретически они могли через своих родственников попросить связаться с родственниками Виноградова или с его адвокатом. А уже те могли передать предложение самому Дмитрию во время свидания в Бутырке. Если это так — у следствия не займет много времени раскрыть такой сговор. Правда, по логике, Дуденко было бы гораздо проще требовать пересмотра своего дела, чем таким сложным путем пытаться изменить свою судьбу.
Кстати, против Дуденко — не только экспертиза оружия (пускай и весьма сомнительная), но и отсутствие алиби. Он не смог вспомнить, где был в дни убийства рыбаков, и попросил своего шефа (Сергей работал в фирме по установке пластиковых окон) подтвердить, что находился на работе. Позднее начальник отказался от своих показаний.
Виноградов сейчас переведен в 4-й изолятор в Москве, где ожидает результатов кассационной жалобы на свой приговор. Он надеется, что пожизненное заключение ему отменят. Нам удалось задать вопрос об этом через адвоката, но Виноградов ему лишь сказал, что никогда даже не бывал на берегу Оки.
В это же время родственники Сергея Дуденко уже ни на что не надеются, его мать опустила руки, супруга подала на развод незадолго до того, как его посадили, и сейчас у нее новая семья, годовалый ребенок. Лишь отец пишет жалобу за жалобой в надзорные органы (у него свыше полутысячи ответов на все обращения) и скорее по инерции, чем всерьез, надеется, что это поможет.
Кстати, на днях Федор получил ответ из Генпрокуратуры: по его заявлению начата проверка. «МК» также просит считать этот материал открытым обращением в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру.
Источник: www.mk.ru
10.10.13.