Историческая хроника:
2 ноября 1994 г. Президент РФ Б.Ельцин подписывает секретный указ Н-2137Ц о начале в ближайшее время вооруженной агрессии России против Чеченской Республики Ичкерия.
13 ноября 1994 г. Президент РФ Б. Ельцин предъявляет чеченским Вооруженным Силам заведомо невыполнимый ультиматум с требованием сложить оружие до 1 декабря 1994 года. В этом ультиматуме армия ЧРИ впервые названа «незаконными вооруженными формированиями».
И это несмотря на то, что в начале 1992 года между военными представителями ЧРИ и РФ был подписан целый ряд договоров, в соответствии с которыми Вооруженным Силам ЧРИ было передано имущество, снаряжение и вооружение дислоцированных на территории ЧРИ российских войск, а сами эти войска выведены из Чечни.
С российской стороны свои подписи под эти договоры, признающие официальный статус чеченских Вооруженных Сил, поставили маршал Шапошников (министр обороны РФ), генерал армии Кобец и тогда еще генерал-полковник Грачев (сменил затем маршала Шапошникова на посту министра обороны РФ). Кстати, это был первый вывод советских (российских) войск с территории бывших союзных республик и стран Варшавского пакта.
17 ноября 1994 г. На железнодорожном мосту перегона Ростокино-Владыкино Московской области совершен террористический акт, в проведении которого российские спецслужбы обвинили чеченцев. И только в 2002 г. было доказано, что этот и другие теракты (серия взрывов в московских троллейбусах) совершала группа агента ФСК (теперь ФСБ) РФ Лазовского.
Как мы видим, «разогрев» античеченских настроений в российском обществе перед намеченной агрессией происходил так же, как и осенью 1999 года, когда сотрудники ФСБ РФ подрывали жилые дома в российских городах, пока не были пойманы за руку в Рязани.
18 ноября 1994 г. Анонимный звонок в дежурную часть ГУВД г. Москвы. Звонивший сообщил, что у офиса фирмы «Ланако», в которой работал тот самый агент ФСК Лазовский, стоит грузовик ЗИЛ-130 с взрывчаткой. При осмотре грузовика обнаружено 10 штук мин МОН-50, 5 штук гранат РГД-5, 10 штук гранат Ф-1, 4 упаковки пластита общим весом 6 кг.
18 ноября 1994 г. На железнодорожном мосту через Яузу (Москва) произошел взрыв.
Искорежены 20 метров железнодорожного полотна. На месте взрыва обнаружено разорванный труп террориста из ФСК РФ капитана А. Шеленкова, также числящегося сотрудником нефтяной компании «Ланако».
18 ноября 1994 г. Несмотря на эти провалы, политическое руководство РФ одобрило проведение провокационных терактов на территории РФ, в том числе в Москве и Московской области. Как позднее установила чеченская разведка «Заза», координатором этих терактов был назначен начальник Московского ГУФСК Е. Савостьянов.
Цель этой террористической деятельности спецслужб России против собственных граждан – разжигания античеченской истерии, обвиняя в их проведении чеченскую сторону, чтобы создать у населения России и мировой общественности благоприятный психологический настрой перед намеченной агрессией против ЧРИ.
18 ноября 1994 г. Чеченское руководство официально заявило о своей непричастности к терактам в Москве.
22 ноября 1994 г. ГКО ЧРИ обвинил Россию в намерении развязать войну против Чечни. Президент ЧРИ Джохар Дудаев заявил, что «партия войны» в кремлевском руководстве приняла решение о начале агрессии против Чечни. Планируется первоначально оккупировать территории Наурского и Щелковского районов ЧРИ.
Джохар Дудаев сослался на разведданные, свидетельствующие о том, что в районе поселка Веселая Ставропольского края сконцентрированы тяжелая бронетехника, артиллерия и 6 батальонов пехоты. Задействованы войска СКВО, Армейская авиация, спецподразделения ФСК, МВД, МО РФ.
23 ноября 1994 г. 9 российских вертолетов МИ-8 армейской авиации СКВО нанесли ракетные удары по городу Шали, пилоты вели обстрел из крупнокалиберных пулеметов по рынку. Более сотни мирных жителей Шали убиты и ранены.
24 ноября 1994 г. 7 российских военных вертолетов МИ-8, вылетевшие с военной базы осетинского города Моздока нанесли ракетные удары по строениям гражданского аэропорта им. шейха Мансура и по пассажирским самолетам. Погибло 6 и ранено 25 человек, уничтожен весь парк гражданских самолетов ЧРИ.
24 ноября 1994 г. Окопавшийся в селении Толстой-юрт, экс-председатель Верховного Совета РФ Р. Хасбулатов направляет в Кремль донесение, что в Чечне все готово к наземному штурму Грозного и свержению «Дудаевского режима».
26 ноября 1994 г. Формирования так называемого Временного Совета Чечни, созданные и оснащенные Кремлем, совместно с завербованными в элитных подмосковных частях российскими офицерами, прапорщиками, солдатами, при поддержке военной авиацией и танков Таманской и Кантемировской дивизий, рано утром вторглись в Чеченскую Республику Ичкерия. Силы «Временного Совета» насчитывали 1200 наемников, 50 танков, 50 БТРов и 8 самолетов СУ-27.
В тот же день российские СМИ стали передавать сообщения о том, что «танки оппозиции ворвались в Грозный и вплотную приблизились к Президентскому дворцу». Авиация бомбила здание Национального банка ЧРИ в самом центре Грозного и прилегающие к нему жилые кварталы.
Находящиеся в Грозном российские телеоператоры демонстрировали зрителям горящее здание банка, отмечая при этом, что «местонахождение Дудаева неизвестно, так как Президентский дворец пуст». Находясь в 60-ти километрах от Грозного, в станице Знаменской, «председатель Временного Совета» Автурханов уверял журналистов в том, что отряд Лабазанова «захватил логово Дудаева», то есть Президентский дворец.
Однако уже к обеду перед зданием Президентского дворца догорали 14 российских танков и валялись почерневшие трупы наемников. Всего наступавшие потеряли более 500 наемников убитыми, было уничтожено 20 танков, остальные танки и десятки БТРов были захвачены чеченцами в качестве трофеев.
В плен к чеченцам попало более 200 наемников, в том числе и 70 российских военнослужащих. Остальные в панике бежали. Разгром уголовных формирований «Временного Совета» и российских наемников был полным и сокрушительным.
26 ноября 1994 г. Министр обороны РФ П. Грачев отрицал участие российских военнослужащих на стороне оппозиции. Презрительно кривя губы, Грачев заявил: «Кто же и какой дурак, извините, вводит танки в город. Да я навел бы там порядок за два часа с одним десантным полком». Самоуверенному министру обороны РФ впоследствии не раз будут напоминать это глупое бахвальство.
26 ноября 1994 г. В ознаменование победы над формированиями национал-предателей и русских оккупантов колонна пленных была проведена по улицам Грозного. Чеченское руководство предъявило журналистам список плененных российских офицеров и солдат, завербованных в элитных воинских частях 43162 и 01451, базирующихся в Подмосковье. Пленные заявили СМИ, что их вербовала ФСК РФ для захвата Грозного. Офицерам были обещаны квартиры и деньги.
30 ноября 1994 г. Вслед за Грачевым стал отрицать участие в нападении на Грозный своих подчиненных и главком ВВС РФ генерал-полковник Дейнекин. На специально созванной пресс-конференции главком заявил: «Ни один российский самолет не был задействован в событиях в Чечне».
По его словам, над ЧРИ летали «неопознанные штурмовики» и наносили ракетно-бомбовые удары по Грозному. Один из репортеров спросил: «Если, как вы утверждаете, Чечня является частью России, то самолеты какой державы так вольготно чувствуют себя в российском небе и бомбят российский город?». Дейнекин, пробормотав что-то невразумительное, ушел от ответа на этот вопрос.
30 ноября 1994 г. Обозленные тем, что родное государство так подло их предало, российские пленные стали давать перед журналистами, в том числе и западными, самые подробные показания. На пресс-конференции с участием иностранных журналистов один из пленных российских офицеров заявил:
«Российские военные совместно с оппозицией напали на Грозный. Я лично был в группе из 3-х танков, которые должны были захватить грозненский телецентр. В районе телестудии нас атаковал знаменитый абхазский батальон Шамиля Басаева. Танки и пехота ВС ЧРИ окружили нас и стали подавлять плотным огнем. Мы сочли бессмысленным дальнейшее сопротивление, так как отряды оппозиции бросили нас и убежали. Два наших танка подбили, они сгорели, экипажи сдались охране телецентра. Создавалось впечатление, что бронетанковую колонну специально вводили в Грозный для уничтожения. Разоружить Дудаева и его армию была главная задача. Бронетанковая колонна не смогла захватить город и удержать. Армия Дудаева была укомплектована опытными бойцами и хорошо вооружена, а колонна стала живой мишенью».
1 декабря 1994 г. Российское командование не пропустило в Грозный самолет с делегацией Госдумы РФ. Депутаты сделали посадку в Ингушетии и добиралась в Грозный наземным транспортом. Они своими глазами видели и потом рассказали журналистам, как 8 самолетов СУ-27 бомбили в Грозном квартал, где проживал Президент ЧРИ Д.Дудаев. Подразделения чеченской ПВО в этот день сбили один из этих самолетов.
1 декабря 1994 г. Президент ЧРИ телеграфировал Главкому ВВС РФ генерал-полковнику Дейнекину: «Поздравляю Вас и ВВС России с достижением господства в небе Ичкерии. Встретимся на земле». Перепуганный Дейнекин срочно созвал очередную пресс-конференцию и стал уверять журналистов, что Дудаев послал в Москву команду убийц, чтобы совершить на него покушение. При этом, игнорируя свидетельства депутатов Госдумы и показанные по российскому телевидению обломки сбитого над Грозным СУ-27, он снова повторил, что ни один самолет ВВС РФ не летал и не летает над чеченской территорией.
1 декабря 1994 г. Пленные офицеры МО РФ Дроздов и Прокопов в присутствии депутатов Госдумы и иностранных журналистов во всех деталях рассказали, как Особый отдел Таманской дивизии вербовали военнослужащих для засылки в Чечню.
1 декабря 1994 г. Президент ЧРИ Д.Дудаев заявил о своей готовности к переговорам с президентом РФ Б. Ельциным. Но Кремль никак не отреагировал на это предложение.
2 декабря 1994 г. Один из пленных российских офицеров Русаков, известный журналистам еще по штурму Белого дома и расстрелу из танковых орудий Верховного Совета РСФСР в Москве 1993 году, рассказал на пресс-конференции, как его сотрудники ФСК вербовали через Особый отдел и обещали выплатить 150 млн. рублей его семье в случае его гибели.
2 декабря 1994 г. Председатель комитета Госдумы по обороне и глава российской парламентской делегации в ЧРИ С. Юшенков заявил на пресс-конференции в Грозном: «Ставка на силу в российско-чеченских отношениях обречена на провал. Знакомство на месте убеждает меня в том, что единственным выходом из создавшейся ситуации могут быть переговоры.
Чеченская сторона к ним готова и не выдвигает предварительных условий». Далее Юшенков сказал, что он сам лично видел в Моздоке самолеты и вертолеты с закрашенными опознавательными знаками и потребовал привлечь к уголовной ответственности всех причастных к этой авантюре. Юшенков продемонстрировал видеокассету с показаниями летчика-испытателя из ремонтного завода под Ставрополем, рассказывающего, как его для участия в боевых действиях в Чечне вербовала ФСК и заключила контракт на 10 млн. рублей плюс «гробовые» в случае гибели.
4 декабря 1994 г. В Москве объявился «миротворец» Р. Хасбулатов, чудом унесший со своими сообщниками ноги из Чечни. Хасбулатов заявил, что его «миротворческая миссия в Чечне закончена. «Россия вводит войска и я не могу контролировать ситуацию». Р. Хасбулатов, будучи председателем Верховного Совета РФ, сделал очень многое, чтобы Кремль на официальном уровне не признал государственный суверенитет ЧРИ, что в конечном счете вылилось в продолжающуюся по сей день войну.
5 декабря 1994 г. ФСК РФ, чтобы как-то сгладить общественный резонанс, вызванный его сокрушительным провалом в Чечне, сделала сообщение, что «через государственные границы России в Чечню устремились иностранные наемники». В связи с чем ФСК «не исключила» что в различных регионах РФ «проявится деятельность засылаемых Дудаевым в Россию террористических группировок». Это заявление означало, что ФСК начинает в России теракты с «чеченским следом».
6 декабря 1994 г. В кабинет президента ЧРИ Д.Дудаева позвонил вице-президент Ингушетии и пригласил его на переговоры с министром обороны РФ Грачевым. Там же находились директор ФСК Степашин, глава МВД РФ Ерин.
Переговоры с «силовиками» закончились безрезультатно, поскольку российская сторона не предложила ничего нового, лишь повторив содержание ультиматума Ельцина. Тем не менее, один из самых лютых врагов чеченского народа С. Шахрай публично заявил, что «день переговоров с Дудаевым останется для России днем ее национального позора».
6 декабря 1994 г. Президент ЧРИ Д. Дудаев заявил, что агрессивная политика России провоцирует рост исламских настроений в Чечне. Джохар Дудаев предупредил, что в чеченской карте могут быть разыграны глобальные интересы исламского дальнего зарубежья, которые способны сделать дальнейшее развитие событий просто неуправляемым. «В Чечне сейчас формируется третья сила – исламисты, к которым постепенно переходит инициатива. Мы уже не твои солдаты, президент, мы – солдаты Аллаха, – заявляют они».
7 декабря 1994 г. Министр обороны РФ Грачев встретился с Президентом ЧРИ Д. Дудаевым в станице Слепцовской. Грачев предложил чеченскому лидеру разоружиться одновременно с Автурхановым, хотя уголовные формирования кремлевской марионетки и без того уже были разгромлены и разоружены чеченскими правительственными войсками и, осужденные за бандитизм и попытку государственного переворота, коротали дни в тюремном заключении.
Генерал Грачев провел пропагандистское мероприятие, внешне похожее на миротворческую акцию, а на самом деле призванное выиграть время для подтягивания к границам Чечни дополнительных сил для вторжения.
7 декабря 1994 г. В Москве Совет Безопасности РФ собрался на заседание, посвященное событиям в Чечне. В тот же день с «чеченской повесткой» состоялось также закрытое заседание Госдумы РФ. Жириновский, прибывший из Грозного с двумя пленными, заявил, что 50 уцелевших русских солдат были расстреляны оппозицией за неудачно проведенный штурма Грозного.
Руководители силовых структур не явились на заседание Госдумы, так как не захотели отвечать на заготовленные депутатами вопросы: Кто отдал приказ о вербовку военнослужащих? Кто отдал приказ бомбить Грозный? Проведя парламентское расследование, депутаты Госдумы РФ установили, что вербовка военнослужащих проводилась по указанию директора ФСК РФ Степашина, а приказ о бомбардировке Грозного отдал лично министр обороны Грачев.
8 декабря 1994 г. Чеченская сторона сообщила, что по имеющейся информации Кремль готовится ввести войска на территорию ЧРИ и развязать войну. В Москве в этот день произошли 2 теракта, в которых, как водится, сразу же обвинили чеченцев.
8 декабря 1994 г. Рабочая комиссия по переговорам об урегулирование конфликта в ЧРИ достигла договоренности между представителями президента ЧРИ Д. Дудаева и оппозицией о начале 12 декабря 1994 года во Владикавказе переговоров. Со стороны РФ должны были участвовать 12 человек во главе с заместителем министра по делам национальностей и региональной политики РФ Михайловым, со стороны ЧРИ – 9 человек во главе с министром экономики и финансов Абубакаровым, со стороны оппозиции – 3 человека во главе с давним агентом КГБ Басхановым.
8-10декабря 1994 г. «Неопознанные вертолеты» разбрасывали по селам ЧРИ копии совершенно секретного приказа, в котором руководителям МО, МВД, ФСК РФ предписывалось провести насильственную депортацию населения Чечни в различные регионы России. Подлинность этого приказа впоследствии публично подтвердил командующий ВДВ РФ генерал-полковник Подколзин. Только героическое сопротивление чеченского народа оккупантам сорвало эти чудовищные планы кремлевских военных преступников.
9 декабря 1994 г. СМИ РФ заявили о том, что 12 декабря возобновятся переговоры с Дудаевым и для этой цели в Моздок вылетели генералы Грачев, Ерин, Степашин.
Как потом стало известно, готовилось убийство Д. Дудаева во время поездки в Моздок, свалив это преступление на чеченцев из «оппозиции».
9 декабря 1994 г. Президент Ельцин глубокой ночью подписал Указ 2169, в котором предписывалось: «Всеми имеющимися у государства силами и средствами обеспечить разоружение бандформирований на Северном Кавказе». О намеченных переговорах не говорилось ни слова. Спикеры Совета Федерации и Госдумы ознакомились с этим приказом под подписку о неразглашении.
10 декабря 1994 г. Президент ЧРИ Д. Дудаев передал всех плененных русских наемников генерал-полковнику медицинской службы МО РФ Чижу. Премьер-министр правительства РФ В.Черномырдин подписывает секретное распоряжение Н-1887-п, на основании которого планируется провести депортации чеченцев вглубь России.
Президент РФ Ельцин госпитализирован «для операции на носовую перегородку» на 9 дней. Столько дней отпущено им Грачеву для «усмирения» Чечни, хотя Грачев гарантировал, что управится еще раньше. Штаб СКВО издал приказ, в соответствии с которым 11 декабря на территорию Чечни вводятся 2 мотострелковые и 1 танковая дивизии. В помощь им приданы войска МВД РФ в количестве 2 полков. Операция «по разоружению НВФ и восстановлению конституционного порядка в Чечне» должна быть завершена не позднее 20-го декабря 994 года.
11 декабря 1994 г. российская войсковая группировка численностью от 90 до 120 тысяч солдат и офицеров и около 6 тысяч единиц военной техники со стороны Ингушетии, Дагестана и Ставропольского края вторглась в ЧРИ. Началась одна из самых кровопролитных и длительных войн современной истории.
Chechenews.com
11.12.23.