30 мая 1842 года генерал-адъютант п. Х. Грабе с 10 тысячным отрядом и 24 пушками выступил из крепости Герзель-аул по направлению к столице Имамата Шамиля Дарго.
Русским войска противостояло до 1.5 тысяч ичкерийских и ауховских чеченцев, которыми руководил наиб Шамиля, Шоаип-мулла Центороевским
Чеченцы знали о наступлении и готовились к сражению. Наибы Байсунгур и Солтамурад организовали беноевцев на строительство завалов, засек, ям, приготовление провизии, одежды и военного снаряжения.
Андийцам, охранявшим Дарго, Шоаип поручил при приближении врага уничтожить столицу и вывезти всех людей в горы Дагестана.
Наиба Большой Чечни Джаватхана, тяжело раненного в одном из недавних сражений, заменил его помощник Суаиб-мулла Эрсеноевский. Ауховских чеченцев возглавил молодой наиб Улубий-мулла.
Понеся большие потери в ходе продвижения по горно-лесистой местности, русские войска были остановлены на подступах к Дарго близ Белгатоя. В ночь на 2 июня, по угрозой полного разгрома, 10 тысячный отряд Граббе начал отступление.
Отступление превратилось в бегство. Царские войска были разбиты наголову. Только по официальным (как всегда сильно заниженным) данным войска Граббе потеряли в бою 66 офицеров и 1800 солдат убитыми и ранеными.
По воспоминаниям царских офицеров, «…были батальоны, которые обращались в бегство от одного только лая собак».
Чеченцы потеряли убитыми и ранеными до 600 человек. Были захвачены 2 пушки и все военные и продовольственные запасы противника.
Чечня и Дагестан праздновала победу. Шоаип-мулла Центороевский и Улубий-мулла Ауховский были награждены двумя трофейными расшитыми золотом знаменами и орденами в виде звезды с надписью «Нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха».
Байсунгур Беноевский получил медаль за храбрость. Были награждены и многие другие муджахидв, в том числе и Солтамурад из Беноя. Поощрения получили также беноевские командиры Баршкхин Бира (старший брат Байсунryра), Рамзин Iада, Болатан Тимаркъа, Мусхин Жаапар, Iемазан ТIалбиш, Хухан Iарби и другие.
4 июня 1842 года генерал Граббе вернулся в крепость Герзлель-аул опозоренным и разбитым. Не желая признавать своего поражения, Граббе организовал новую экспедицию, теперь уже в Дагестан. Однако результаты ее были хотя и менее масштабными, но такими же плачевными.
Обескураженный Граббе перебрался в Темир-Хан-Шуру, заперся в крепости и ожидал нового удара…
По материалам чеченских источников
Chechenews.com
08.06.15.