75 лет назад, 5 марта 1940 года советским руководством было принято решение о расстреле 21 тысячи 158 взятых Красной Армией в плен жителей Польши. В истории эта трагедия осталась под именем Катынского расстрела, названная так по месту казни многих из них.
Давайте вспомним основные версии произошедшего, а также причины, из-за которых разные трактовки существовали.
Предшествующие события
1 сентября 1939 года нацистская Германия напала на Польшу. Этот день принято считать датой начала Второй мировой войны. Ровно через 17 дней свои войска в Польшу ввел и СССР. Официальной причиной были названы «развал польского государства» и «защита украинского и белорусского населения».
Как стало известно потом, ввод войск был осуществлен в рамках реализации договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. Его секретная часть предполагала, что бывшие земли Западной Украины и Белоруссии, до Первой мировой входившие в состав Российской и Австро-Венгерской империй, останутся в сфере влияния СССР.
В ходе продвижения вглубь Польши Красная армия захватила в плен до полумиллиона человек. Большую часть почти сразу отпустили. В организованные на территории СССР восемь лагерей попали 130 тысяч 242 человека — все, кого власти посчитали «подозрительными антисоветчиками».
Плененные Красной Армией поляки.
Тем не менее, большинство этих узников также пробыли в лагерях недолго. Многих рядовых и военных, ранга ниже офицерского, было решено отпустить домой. А оказавшиеся в плену 40 тысяч жителей Западной и Восточной Польши были переданы Германии, которая к тому времени уже оккупировала эту территорию.
Итого в лагерях СССР осталось примерно 41 700 тысяча пленных польских военных.
Часть из них была размещена в лагерях Старобельский (Луганская область), Осташковский на Селигере и Козельский под Калугой. Большинство же пленных отправили на принудительные дорожные работы на Западную Украину и в Кривой Рог.
Начиная примерно с апреля-мая 1940 года от пленных, содержавшихся в указанных трех лагерях, перестали приходить письма, доставкой которых занимался международный Красный Крест. Дальнейшие события трактовались в истории по-разному.
События по версии СССР
Осенью 1940 года некоторых пленных офицеров польского Генштаба, не настроенных радикально антисоветски, чекисты перевезли в Москву на Лубянку для обсуждения вопроса организации Польской Красной Армии. Для этого с ними встретились Берия и Меркулов.
По воспоминаниям поляков, в ходе встречи поднималась тема о пропавших польских солдатах, на что Берия заявил, что почти все из них были переданы немцам.
После нападения Германии на СССР Сталин отдал приказ об амнистии всех остававшихся в плену поляков, одновременно установив дипломатические связи и с польским правительством в изгнании.
3 декабря того же года Сталин встретился с главой данного правительства генералом Сикорским, который также поинтересовалось у вождя о судьбе тысяч пропавших пленных. Этот диалог воспроизведен в воспоминаниях участвовавшего во встрече генерал Андерса:
Сикорский: Я заявляю вам, господин президент, что ваше распоряжение об амнистии не выполняется. Большое количество наших людей, причём наиболее ценных для армии, находится ещё в лагерях и тюрьмах.
Сталин: Это невозможно, поскольку амнистия касалась всех, и все поляки освобождены. (Последние слова адресованы Молотову. Молотов поддакивает.)
Сикорский: У меня с собой список, где значится около 4 000 офицеров, вывезенных насильно и находящихся в данный момент в тюрьмах и лагерях, и даже этот список неполон, потому что содержит лишь те фамилии, которые названы по памяти. Я поручил проверить, нет ли их в Польше, с которой у нас постоянная связь. Оказалось, что там нет ни одного из них; так же, как и в лагерях военнопленных в Германии. Эти люди находятся здесь. Ни один из них не вернулся.
Сталин: Это невозможно. Они убежали.
Андерс: Куда они могли убежать?
Сталин: Ну, в Маньчжурию.
После этого дерзкого ответа больше никакой информации о судьбе польских пленных не поступало до февраля 1943 года, когда немецкая полиция по указаниям местных жителей обнаружила на территории села под именем Катынь в Смоленской области массовые захоронения. В ходе расследования из братских могил были извлечены 4143 трупа. Большинство тел удалось идентифицировать — это были те самые захваченные в плен Советским Союзом польские военные.
Американский и британские эксперты на немецких раскопках в Катыне.
Вместе с телами были также найдены различные вещи, по которым можно было определить дату захоронения — весна 1940 года. Об этом же времени говорили срезы деревьев, посаженных на месте братских могил.
Показания опрошенных немцами свидетелей сводились к тому, что в течении марта и апреля 1940 году железнодорожные эшелоны с поляками один за другим прибывали на местную станцию, затем их на грузовиках увозили в лес, после чего пленных никто и никогда больше не видел.
Кроме этого, множество более мелких улик также указывало на то, что расстреляны поляки были именно советской стороной. У жертв были связаны руки точно таким же способом, как и у расстрелянных здесь ранее советских граждан. А на их телах были обнаружены следы от четырехгранных штыков, используемых советской армией.
Раскопанная могила в Катыне.
Единственный факт, который для немцев был неудобен, и который они попытались скрыть — это найденные вместе с телами пули. Дело в том, что все из них были произведены в Германии на одном заводе — Gustav Genschow & Co в Карлсруэ. Однако в 20-х годах, когда в разоруженной Германии их было попросту некому продавать, данные патроны массово экспортировались в Польшу, Прибалтику и СССР. Поэтому версию с виной НКВД эта улика полностью не опровергала.
СССР признавать свою вину за преступление отказался напрочь. В НКВД была сформирована специальная комиссия, в задачу в которой входило собственное расследование Катынского дела.
В результате этого, советская сторона выдвинула такую версию событий: захваченные поляки какое-то время действительно находились неподалеку в лагерях и проводили дорожные работы. Но летом 1941 года, когда пришли немцы, их не успели эвакуировать и они попали в плен уже к фашистам.
Затем немецкие солдаты под руководством обер-лейтенанта Аренса поляков расстреляли и закопали. А в 1943 году откопали вновь, изъяли все документы и заставили свидетелей дать ложные показания.
В 1944 году Советским руководством для расследования была сформирована еще одна комиссия, во главе с известным врачом, главным хирургом Красной Армии, Николаем Бурденко. На этот раз были выкопаны и исследованы сотни трупов погребенных поляков. Вместе с телами якобы были найдены документы с датой после 1940 года, что снимало обвинение с советского руководства. В итоге, выводы новой комиссии полностью совпали с выводами старой, причем вплоть до ошибок в некоторых фамилиях.
Во время судебного процесса в Нюрнберге над военными преступниками в 1946 году, Катынский инцидент был включен советской стороной в текст обвинения. Ответственным был назначен все тот же Фридрих Аренс, к концу войны дослужившийся до полковника.
Но на суде его защите удалось без проблем доказать, что Аренс по роду деятельности не имел ничего общего с расстрелами. Он служил связистом и несколько свидетелей защиты подтвердили, что Аренс не мог иметь к эпизоду никакого отношения.
Международный трибунал признал невиновность немецкого ответчика по этому пункту и исключил Катынский эпизод из обвинительного заключения. Это фактически означало признание вины СССР в расстреле поляков.
Окончательно это позиция на Западе закрепилась в 1952 году, после того как сформированная в США комиссия из конгрессменов приняла заявление с обвинением СССР в Катынском расстреле. В СССР в ответ на это развернули масштабную пропагандистскую кампанию и от какого-либо дальнейшего сотрудничества в расследовании инцидента отказались.
Официальная версия
Ситуация изменилась лишь много лет спустя. Во время перестройки в СССР совместно с Польшей была сформирована комиссия историков по трудным вопросам, которая с самого начала потребовала от советских властей предоставить документы, доказывающие правоту версии Бурденко. Но советская часть комиссии не располагала никакими новыми документами по этому вопросу, поэтому изначально отказывалась менять свою позицию.
Тем не менее, благодаря политике гласности в печати того времени развернулась широкая дискуссия относительно Катынского вопроса. И выводы экспертов зачастую оказывались не в пользу СССР.
Переломным стал 1989 год, когда историками вдруг были найдены документы со списками пленных поляков. Бумаги рассказали, что узники были этапированы из лагерей в Смоленскую область, где их передали в ведомство местного отделения НКВД.
Разбор документов показал, что списки отправляемых в Смоленскую область поляков точно совпадают с именами из немецкой «Белой книгой» по Катыни. Причем совпала даже очередность лежащих в могиле людей и имен из списка на отправку. Кроме этого, ни одно имя из приведенного списка в дальнейших отчетах НКВД не фигурировало, что значило только одно — весной 1940 года пленные были уничтожены.
Возможная публикация этих фактов заставила руководство СССР наконец признать вину государства в Катынском расстреле. Соответствующее сообщение с соболезнованиями в адрес польской сторон появилось на ленте ТАСС 13 апреля 1990 года.
Дальнейшее расследование дела восстановило реальный ход событий. 5 марта 1940 года Политбюро по предложению Берии постановило ликвидировать пленных поляков, так как они были признаны «неисправимыми врагами советской власти». Находящихся в Старобельском и Осташковском лагере расстреляли на месте. Еще примерно 7300 человек вывезли для расстрела на Запад Белоруссии и Украины. А 4421 пленный был отправлен именно в Катынь — туда, где их потом обнаружат немцы.
Приговоренных поляков свозили без каких-либо комментариев, поэтому многие из них до последнего думали, что их везут на родину, чтобы отпустить. Стреляли в затылок, предварительно связав руки. Пистолеты использовались как раз под обнаруженные немецкие патроны калибра 7,65 мм.
Кроме этого, расследование также показало, что комиссия Бурденко сознательно фальсифицировала доказательства в пользу невиновности советского руководства, а также силой выбивала из свидетелей ложные показания. Об этом следствию сообщили сами оставшиеся в живых свидетели в 1994 году.
Советские документы о Катынском деле были рассекречены лишь в 1992 году, уже при Борисе Ельцине, хотя Михаил Горбачев так же знал об их существовании. Вскоре после этого они были переданы польской стороне и опубликованы в журнале «Вопросы истории». Подлинность этих документов, окончательно доказывающая вину руководства СССР и лично Сталина, в научном сообществе не вызывает сомнений.
То самое решение Политбюро о расстреле пленных поляков.
Интересно, что по личному мнению Владимира Путина, Катынский расстрел стал местью Сталина полякам за поражение в советско-польской войне 1920 года.
В 2010 году Госдума приняла заявление «О Катынской трагедии и ее жертвах», в котором признала полную ответственность Советского Союза за произошедшее. Против принятия данного заявления выступила лишь фракция КПРФ.
Кроме партии коммунистов, в российском обществе остается еще немало противников официальной версии Катынских событий. Эти люди, как правило, считают опубликованные документы фальшивкой, созданной, чтобы скомпрометировать сталинский режим.
К большому сожалению, в российском обществе до сих пор существуют значительные группы людей, готовые отстаивать имя Сталина, даже несмотря на очевидные доказательства его зверских преступлений.
Источник: rustoria.ru
02.04.16.