Сегодня стало известно, что в Грузии возбуждено уголовное дело против бывшего государственного министра по урегулированию конфликтов, кинорежиссера Георгия Хаиндравы. Как сообщил журналистам сам Хаиндрава, которого вызвали на допрос в полицию, его обвиняют в отмывании денег и связях с преступными группировками. Хаиндрава с 2004-го года занимал пост госминистра по урегулированию конфликтов. Два года спустя он ушел из правительства и примкнул к оппозиции.
Грузинские власти, ссылаясь на данные французской жандармерии, заявили, что Хаиндрава принимал участие во встрече живущих во Франции и других европейских странах криминальных авторитетов, на которой, как утверждается, обсуждался план вооружённого свержения президента Грузии Михаила Саакашвили.
Генеральный прокурор Грузии Муртаз Зоделава заявил на брифинге, что национальная жандармерия Франции направила грузинским коллегам неопровержимые свидетельства переговоров Хаиндравы — одного из лидеров оппозиции — с наиболее авторитетными «ворами в законе», живущими в Европе: «Согласно материалам национальной жандармерии Франции, между представителем грузинской оппозиции и «ворами в законе», стоящими во главе международной преступной сети, достигнуто соглашение о совместных усилиях по дестабилизации в Грузии, восстановлению влияния «воров в законе» и создания незаконных вооружённых формирований», — заявил господин Зоделава. Утверждается также, что криминальные авторитеты совместно с оппозиционным лидером планировали вооружённый мятеж с целью свержения законно избранной власти Грузии.
Во встрече, состоявшейся на юге Франции в ноябре прошлого года, кроме Георгия Хаиндравы и хозяина дома – знаменитого «вора в законе» Резо Лордкипанидзе по кличке «Резо Тбилисский» участвовали другие лидеры криминального мира: Сулхан Твалчрелидзе (по кличке «Сухо»), Тамаз Гоголадзе, Рамаз Джинчарадзе, и Гоги Маисурадзе. На видеозаписи, продемонстрированной по всем каналам грузинского телевидения, видно, как «Резо Тбилисский» встречает и провожает гостей на крыльце своего дома, а рядом с ним стоит Хаиндрава.
Комментируя обвинения в своей адрес, Хаиндрава выразил недоумение тем, что после ноября 2011 года он дважды посещал Францию, ему без задержек выдавали шенгенские визы, и никаких вопросов к нему не возникало: «Меня наградил орденом сам президент Ширак, я требую разъяснений от французского посла в Тбилиси и лично президента Олланда. Если речь идёт о следствии по делу о попытке госпереворота или иных противоправных деяниях, готов ответить на любые вопросы французских следователей, но не грузинских прокуроров, поскольку во главе нашей прокуратуры стоят преступники». Тем не менее, позже Хаиндрава, получив повестку, явился в районное отделение полиции и был допрошен по делу об участии в совещании криминальных авторитетов.
В среду министерство иностранных дел Франции выступило с довольно жёстким заявлением, упрекнув грузинские власти за то, что «Тбилиси решил придать гласности материалы следствия за несколько дней до парламентских выборов». По мнению французского дипломатического ведомства, публикация материалов может повлиять на итоги выборов. Аналогичное заявление сделал посол Франции в Грузии Рено Саленс. На критику Парижа немедленно отреагировало министерство юстиции Грузии. Заместитель министра юстиции Тинатин Бурджалиани заявила, что грузинская сторона не обещала хранить в тайне сведения, полученные от жандармерии Франции.
Очередной скандал в Грузии развивается накануне выборов в парламент, назначенных на 1 октября. Две основные политические силы в предвыборной кампании — партия Михаила Саакашвили «Единое Национальное Движение» и блок оппозиционных партий «Грузинская мечта» под лидерством предпринимателя Бидзины Иванишвили (одним из участником этой коалиции является и Георгий Хаиндрава) — ведут борьбу с использованием так называемого «черного пиара», то есть методов, направленных на очернение противника. В этом контексте рассматривают независимые эксперты появление сначала видоезаписей об издевательствах над заключенными в тбилисской тюрьме, а теперь и обнародование компрометирующих оппозицию данных о связях ее лидеров с криминальным миром. РС беседует с председателем Кавказского института мира, демократии и развития Гией Нодией.
— В Грузии идет война компроматов, это факт. Объективно избирателям приходится делать выбор на основании этих компроматов, а не на основании сравнения программ партии, их видения будущего страны и так далее.
Обвинения в адрес Хаиндравы вам представляются убедительными?
— Пока трудно сказать. С одной стороны, видеозаписи недостаточно для того, чтобы делать какие-то заключения. Но когда материалы представлены французской жандармерией, это повышает уровень доверия, поскольку становится понятно, что это не просто политически мотивированная публикация грузинских спецслужб.
Может быть случайностью, что французская жандармерия предоставила такие документы за несколько дней до выборов?
— Может быть, а может не быть, об этом, наверное, нужно спрашивать французскую жандармерию. Но если мы предположим, что Хаиндрава действительно встречался с грузинскими ворами в законе, что были еще и какие-то другие сомнительные встречи, о которых в среду распространилась информация — то есть если верить официальной версии — то можно сделать вывод о том, что, по крайней мере, «Грузинская мечта» систематически работала с криминальным миром, для того чтобы использовать этот ресурс для победы на выборами. В этом контексте (если мы верим этому контексту) выглядит логичным, что именно перед выборами эта информация стала публичной.
Грузинские воры в законе — институция, существующая со времен Советского Союза. Сейчас этот клан оказывает какое-то воздействие на внутриполитическую ситуацию в Грузии? Есть публикации, в которых говорится, что встречи в неформальной обстановке с представителями грузинского криминального мира — едва ли не обычное дело для многих представителей грузинской политической сцены. Это правда?
— Я не могу сказать, что сейчас это типично для грузинской политической сцены. Это, возможно, было типично во времена президента Эдуарда Шеварднадзе. Тогда многие политики и не скрывали того, что они дружат с ворами в законе , но в последнее время мы этого не видели и не слышали. Изменилась ситуация, дружба с вором в законе для политика уже не является предметом гордости. Кроме того, элита криминального мира живет сейчас за границей, так что в Тбилиси, по крайней мере, за бутылкой вина с этими людьми встретиться сложно. Та встреча, которая была у Хаиндравы (если она происходила), проходила, как известно, за границей.
Существовала версия, согласно которой режим Саакашвили стал чуть ли не заложником собственной попытки навести порядок в преступностью в стране. Якобы арестовали слишком многих, стали действовать жестче, потребовались новые тюрьмы, это изменило привычную структуру грузинского общества, в том числе социальных связей в обществе. Грузия — маленькая страна, и чуть ли не у каждого либо в семье, либо среди знакомых якобы кто-то сидит. Поэтому и вызвала такой резонанс в обществе история с обнародованием тюремных видеозаписей. Как вы относитесь к такой версии?
— В принципе, я думаю, это правильно в том смысле, что правительство Грузии сделало борьбу с криминальным миром, скажем так, с социальным авторитетом криминального мира, можно так сказать, одним из своих приоритетов. Для этого власти использовали жесткие методы, в том числе, как мы видим, настолько жесткие, что они выходят за рамки закона.
Избирательная кампания за лучшую Грузию ведется обеими сторонами, и оппозицией, и властью, с помощью черного пиара. Какое воздействие это окажет на итоги выборов?
— Кампания стала очень грязной и циничной, и окончательный ее результат или более долгосрочный результаты для грузинской политики — растущее недоверие избирателей к политическому классу вообще. Первый удар приняло на себя Единое Национальное Движение, и после тюремных видео многие рассердились, в том числе и те люди, которые являются сторонниками Саакашвили. Однако роль оппозиции в этом скандале, то обстоятельство, что активисты оппозиции хранили эти видео специально до периода перед выборами, разочаровало многих и в оппозиции тоже. Тем более сейчас уже правительство само предлагает компрометирующие видео, в их содержание можно не верить, но аутентичность некоторых материалов отрицать очень трудно. Поэтому это подействует и на рейтинг «Грузинской мечты» отрицательно. Возможно, это будет выгодно третьим партиям, которые до этого скандала вообще не имели шансов попасть в парламент. Наверное, большее количество избирателей теперь проголосуют против всех, в знак протеста против политического класса. В целом, мне кажется, итоги этой политической кампании окажутся неутешительными для доверия к политическому классу.
Источник: www.svobodanews.ru
27.09.12.