Главная » Все Новости » Главная новость » Защитники хиджаба, противники никаба. Как в оккупационной Чечне понимают ислам

Защитники хиджаба, противники никаба. Как в оккупационной Чечне понимают ислам

«Муфтий Чечни» Салах Межиев публично отчитал семерых жительниц Грозного за излишнюю закрытость в одежде – ношение никаба. Вместе с ним был «начальник полиции» чеченской столицы Аслан Ирисханов, который, в свою очередь, заявил, что не позволит никому разгуливать в никабе. Девушек заставили показать лица перед объективами видеокамер государственного телеканала «Грозный». И это – в республике, где власти обычно позиционируют себя защитниками ислама и побуждают женщин не «выставлять на показ красоты своего тела». Соответствует ли запрет никабов религиозным предписаниям, и как этот запрет соотносится с конституционными свободами россиян — в материале Кавказ.Реалии.

Слова «хиджаб» и «никаб» переводятся с арабского как «покрывало». Ношение первого предполагает, что покрыто все тело – кроме лица и кистей рук. Никаб же дополнительно закрывает лицо, чтобы видны остались лишь глаза.

По мнению муфтия Салаха Межиева, никаб не соответствует чеченским традициям. Он утверждает, что носить это свойственно лишь арабкам.

«Нет разницы, ислам чеченский или арабский. Все мусульмане должны одинаково придерживаться норм ислама. Трактовать вот так – мол, мы чеченцы, и мы будем носить одежду по чеченской традиции, русские – по-русски, французы – по-французски, дагестанцы – по-дагестански – нет, так нельзя. Если человек мусульманин, он должен придерживаться норм ислама», – комментирует заперт в беседе с Кавказ.Реалии Рамзан Магомадов, президент «Ассоциации объединенных мусульман» в Ницце.

При решении того, до какой степени прикрываться, нужно опираться на заключение одной из канонических школ (мазхабов) в исламе, подчеркивает Магомадов. Всего таких школ четыре, они названы по именам средневековых имамов: шафиитский (Мухаммад аш-Шафии), ханафитский (Абу Ханифа), ханбалитский (Ибн Ханбал), маликитский (Малик ибн Анас).

Муфтий Чечни, противодействуя никабу, ссылается на имама аш-Шафии. Но вот какое противоречие замечает наш собеседник: «По мазхабу аш-Шафии можно открывать лицо. Можно – то есть не является обязательным».

Касательно общих требований к одеянию женщины в исламе главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов разъясняет: «Необходимо, чтобы одежда мусульманки прикрывала все части тела, кроме лица и кистей рук. Также должны быть прикрыты волосы. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающейся и обрисовывать формы тела. Важно, чтобы одеяние соответствовало традиционному женскому стилю, а не мужскому».

Девушки в Чечне, архивное фото
Девушки в Чечне, архивное фото

По словам имама Аляутдинова, никаб в большей степени носят в местностях, где его ношение закрепилось как традиция, но канонической необходимости в его использовании нет.

«В государствах, где мусульмане составляют меньшинство, важно своим поведением и образом жизни олицетворять ценности и свободу своей религии, выстраивать с окружающими теплые взаимоотношения, показывать, что ислам помогает обрести истинное счастье. Поэтому иногда для социально активных мусульманок более предпочтительно ношение одежды, соответствующей канонам ислама без использования никаба», – отмечает Аляутдинов.

Ранее – вопреки неприятию чеченскими властями никаба – в Грозном приложили немало усилий для защиты хиджаба. Так, например, в 2016 году школьниц республики обязали прийти на новогодние торжества с покрытыми руками и платками, закрывающими волосы. В 2017 году Межиев и ряд других влиятельных лиц Чечни яро выступали за право носить хиджаб в общеобразовательных учреждениях страны, когда отдельные российские чиновники ратовали за его запрет. В итоге глава Чечни Рамзан Кадыров подписал закон, разрешающий учащимся приходить в одежде, соответствующей их вероисповеданием.

В документе о разрешении хиджаба власти Чечни ссылались на «соблюдение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания». Перед подписанием закона уполномоченный по правам человека в республике Нурди Нухажиев осуждал запрет хиджаба как «грубо нарушающий конституционные права граждан». Не противоречит ли Конституции заперт никаба?

«Это никак не согласуется со свободой вероисповедания в России, – говорит Екатерина Сокирянская, директор «Центра анализа и предотвращения конфликтов». – Хотя духовенство в Чечне формально не относится к органам власти, фактически оно им является. Установки представителей власти в республике нередко не согласуются со свободой вероисповедания. В Чечне очень четко указано, как можно молиться, как нельзя, какие бороды надо носить, как людям себя вести, какую одежду носить женщинам: какую длину юбки, рукавов. Введен дресс-код в государственных учреждениях – какие-то кодексы поведения, которые абсолютно никак не согласуются с российским законодательством и вообще правом человека на частную жизнь, свободу выбора. Поэтому удивляться [запрету никаба], к сожалению, не приходится».

Межиев прав в том, что никаб не является традиционной одеждой чеченок, отмечает кандидат исторических наук Абдула Бугаев. Сам он не разрешает своим внучкам таким образом закрывать лицо. Что касается длинных платьев, платков (косынок), то они были всегда, говорит он.

«Я помню свою бабушку, она носила косынку, а потом сверху еще одну косынку. Я помню, что даже любовался: настолько аккуратно она надевала это. Мы говорили «чухта» – тонкая, темного цвета. Ни одного волоса не видно было. А потом сверху косынка надевалась или платок. Это была классическая женская одежда. А никаб это какая-то экзотика», – рассказывает историк.

Чеченские девушки пронесли косынку и через советское время. Бугаев вспоминает случай, когда преподаватель по научному коммунизму на историческом факультете, увидев в зале чеченку в косынке, пригрозил не проводить лекцию, пока та ни обнажит голову либо ни покинет аудиторию. В ответ студентка встала и вышла, но косынку не сняла.

В сегодняшней Чечне основная масса девушек предпочитает наряжаться согласно чеченским традициям, добавляет историк: косынки, длинные платья, юбки: «Они очень красиво одеты, у них лицо видно, полностью очертания лица. А тут – спрятались! Жениться молодой человек придет, потом снимет это – вай, увидит…».

По мнению Бугаева, случай с никабами был вынесен на местное телевидение для того, чтобы уберечь молодежь от радикализации: «То, через что мы прошли, сегодня нас заставляет быть очень бдительными. Жизнь диктует свои условия. Поэтому не надо везде искать какой-то подвох. Нет тут противопоставления каких-то культур. Идет утверждение новых форм воспитания, в том числе одеяния, мировоззрения».

www.kavkazr.com

Chechenews.com

03.12.2020.