Российский президент Владимир Путин как будто позаимствовал главные страницы из сценария Дональда Трампа. И результаты кажутся еще более катастрофическими.
Всемирная организация здравоохранения сообщает, что за последние семь дней в России число заразившихся коронавирусом увеличилось на 75 000 человек, что в два с лишним раза больше, чем в ближайшей европейской стране Британии.
Еще большую тревогу вызывают темпы роста заболеваемости, составляющие 56%. Москва стала эпицентром пандемии в стране. Есть и другие разбросанные очаги заболевания: крупный город Санкт-Петербург и некоторые нефтегазовые месторождения в отдаленных уголках Сибири.
В Москве сам мэр города признал, что цифры могут быть существенно занижены. Давая на прошлой неделе интервью телеканалу «Россия 24», Сергей Собянин заявил, что, по его мнению, реальная цифра заболевших в городе составляет около 300 000 человек, то есть, в три раза больше официального показателя 92 767. Новое исследование «Файненшл Таймс» указывает на то, что смертность от болезни может быть выше официальной цифры на 70%. Надо сказать, что жители в основном следуют предостережениям властей о социальном дистанцировании, и остаются дома.
А по словам гражданки США Сьюзан Кац (Susan Katz), которая замужем за русским и живет в Санкт-Петербурге, там маски на улицах носит не более 10% населения. По ее словам, начиная со вторника, носить маски в Санкт-Петербурге нужно будет обязательно. Существует официальные запрет на посещение людьми парков, однако входы закрыты ограничительной лентой лишь в нескольких местах, а погода с приходом весны стала прекрасной. На улицах Кац видит мало полицейских, требующих выполнения правил.
Это говорит о том, что в ход пошла первая страница из путинского сценария. Он явно не хочет отвечать на самый серьезный вызов своему президентству, перекладывая ответственность за борьбу с кризисом на плечи губернаторов и мэров, большинство из которых в любом случае обязаны своими должностями ему.
Путин по большей части вне поля зрения общества, появляясь лишь периодически на экранах телевизоров и произнося речи из тусклой комнаты без окон в своей резиденции. Отчасти затворничество Путина можно объяснить тем, что его министр строительства Владимир Якушев, министр культуры Ольга Любимова и премьер-министр Михаил Мишустин слегли с коронавирусом.
В субботу Путин, любящий с помпой демонстрировать свою силу и власть, заявил россиянам, что они «непобедимы». Эти слова он должен был произнести совсем в другом месте — на пышных празднованиях Дня Победы и 75-й годовщины окончания Второй мировой войны 9 мая, в программу которых входил парад на Красной площади в присутствии Эммануэля Макрона и Си Цзиньпина. Все отменили. А ранее отложили на неопределенный срок общенациональный референдум о внесении поправок в конституцию, которые по сути могли сделать его пожизненным президентом. И что самое тревожное, рейтинги популярности Путин, по данным независимого Левада-Центра, опустились до 59%, став самыми низкими за 20 лет.
Официально правительство все делает правильно в своем стремлении сдержать экономические последствия коронавируса. Но эти меры никак не отражаются на большей части населения, которое страдает самым серьезным образом. «Путин не только не контролирует ситуацию, он не может даже изменить повестку, — рассказал газете „Гардиан» старший научный сотрудник британского аналитического центра Чатем-хаус Николай Петров. — Он не может адаптироваться… Я думаю, пассивность Путина отчасти связана с тем, что он сейчас не в своем обычном положении».
Номинально правительство принимает правильные меры. В конце января Россия закрыла сухопутную границу с Китаем, 18 марта запретила въезд всем иностранцам, а 30 марта полностью перекрыла границы, изолировавшись от внешнего мира. 16 апреля Путин ввел план экономического стимулирования, предусматривающий помощь бизнесу в виде беспроцентных кредитов и выплаты сотрудникам. А месяцем ранее Мишустин объявил о программе стимулирования на 300 миллиардов рублей (около четырех миллиардов долларов). 1 апреля премьер-министр также заявил, что общий объем экономической помощи составит 1,4 триллиона рублей (чуть меньше 19 миллиардов долларов). Однако падение нефтяных цен и западные санкции нанесли удар по российской экономике еще до появления covid-19.
Но эту помощь не стали распределять по многочисленным секторам экономики, что может привести к катастрофическим результатам. Граут рассказал, что местные вебсайты сообщают об отдельных случаях, когда на людей нападают на улицах, отнимая у них продукты. Однако магазины полны, и никакого дефицита нет. Вопрос в том, сколько еще не работающие и сидящие по домам люди смогут себе позволить ходить по магазинам.
«В России эпидемия началась с запозданием, и сейчас там растет число заболевших, — рассказал мне исполнительный директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения доктор Майкл Райан (Michael Ryan). — Россия также расширила тестирование в городах и в сельской местности, и рост заболеваемости отчасти может быть следствием такого расширения. Но в целом число смертей увеличивается, а это значит, что болезнь явно оказывает свое воздействие». Затем он добавил: «Россия может извлечь некоторые уроки из опыта Азии, Северной Америки и Западной Европы, приобретенного дорогой ценой».
Важный вопрос заключается в том, сможет ли усвоить, а главное, применить эти уроки на практике Владимир Путин. Он уже три раза беседовал по телефону с китайским руководителем Си Цзиньпином, где только благодаря драконовским мерам удалось сдержать распространение covid-19. И что еще важнее, готов ли Путин идти на такие меры в своей стране, не имея возможности закручивать гайки населению, которое уже проявляет беспокойство.
На прошлой неделе Трамп позвонил Путину и пообещал поставить ему партию аппаратов искусственной вентиляции легких, отметив при этом, что Россия переживает «тяжелое время» в борьбе с болезнью.
В понедельник Путин, обращаясь к нации, позаимствовал еще одну страничку из сценария Трампа. Хотя число заболеваний в стране продолжает увеличиваться в два раза быстрее, чем в государствах Европы, он заявил, что начиная со вторника, «единый период нерабочих дней для всей страны и для всех отраслей экономики завершается». Вместе с тем, президент отметил, что регионы и города могут сохранить свои ограничения, если сочтут это необходимым.
Лидеры обеих стран могут многому научиться друг у друга на различных этапах продвижения этой губительной болезни. Но их поведение ясно свидетельствует об одном. Перекладывание ответственности и уход от действительности, когда надо принимать трудные решения, может привести к катастрофическим результатам — как в здравоохранении, так и в политике.
Chechenews.com
12.05.20.