Башар Асад уверен в своей безнаказанности, потому что две крупные державы блокируют резолюции в Совбезе ООН. В то же время Россия и Китай гораздо менее щепетильны в вопросах собственных вторжений, пишет в Le Figaro Андрэ Глюксман, призывая вспомнить Грузию и Тибет и задаться вопросом о скрытых мотивах ветирования.
Кремль убил 250 тыс. чеченцев, в том числе 40 тыс. детей, на этом фоне Башар выглядит любителем, пишет Глюксман. Не шокируют сирийские репрессии и коммунистических экспертов в Пекине, до сих пор считающих правильным решение направить танки против студентов на площади Тяньаньмэнь. Не стоит надеяться, что в них проснутся человеческие чувства, или думать, что они руководствуются исключительно меркантильными или тактическими соображениями: покровители «дамасского мясника» защищают его, прекрасно понимая, в чем дело, убежден Глюксман. «Ось Пекин-Москва-Тегеран-Дамаск выходит за рамки мелочных расчетов, это альянс ради самосохранения. В условиях деспотизма иранское демократическое восстание 2009 года, «арабская весна» 2011, гигантские манифестации на московских улицах зимой 2011-2012 года стали протестом против господства «жуликов и лжецов». Им свойственно одно стремление к свободе, одно неприятие повсеместной и всесильной коррупции. Цель этих покровителей, парализующих ООН, ясна: Асад должен с помощью кровавой бани остановить всемирное распространение заразы антидеспотических восстаний», — пишет французский философ.
«Куда склонится чаша весов? Удастся ли Асаду удержаться, уничтожая один за другим города своей страны? Сумеет ли нуклеаризирующаяся иранская теократия контролировать враждебность своих граждан? Удастся ли Путину в массовом порядке сфальсифицировать президентские выборы? Или ему придется организовать эпидемию терактов, приписываемых воображаемым врагам, чтобы затем ловчее было подавлять протесты? Или, может, он организует военную операцию, что-то вроде второй грузинской войны, чтобы укрепиться в роли сильного и непотопляемого лидера России? Или китайские лидеры, увлеченные своей подковерной войной за преемственность, станут урегулировать свои споры, убивая непокорных крестьян, порабощенных рабочих, дерзких блоггеров и интеллектуалов-диссидентов?» — задается вопросом Глюксман.
По мнению Глюксмана, Европа не должна, опустив руки, наблюдать, как все в мире решается без ее участия, надеясь на подачки от российских и китайских олигархов. Ей следует найти в себе силы противостоять вызовам глобализации и вспомнить о Европе Вацлава Гавела, за полвека поднявшейся из руин, сумевшей восстановить демократическую динамику и ставшей примером для тех, кто борется за свободу. Для начала надо во всеуслышание разоблачить ложные предлоги, за которыми скрываются фундаментальные проблемы. Почему деспот может вооружаться до зубов, а его жертвы лишены права защищаться? «Давайте спокойно констатируем, что две великие державы, по собственному усмотрению гарантирующие выживание деспотизмам, хоронят Всеобщую декларацию прав человека и тем самым хоронят ООН, которая возвела ее в главный принцип после отвратительных преступлений Второй мировой войны», — пишет Глюксман.