Поскольку конгрессмены-демократы собираются объявить Дональду Трампу импичмент за злоупотребление властью, новоизбранный украинский президент Владимир Зеленский должен пройти нелегкое испытание — ему предстоит выдержать прессинг со стороны противоборствующих партий США, чего он всячески пытался избежать.
Зеленский «зажат» между президентом США, призывающим его добыть компромат на своего политического соперника Джо Байдена, и демократической партией, которая считает давление, которое оказывает на него Белый дом, убедительным аргументом в пользу отстранения Трампа от власти.
Украину, которая рассчитывает на политическую поддержку и военную помощь США, которая могла бы помочь в противостоянии более крупной соседней России, могут в конечном итоге использовать в качестве предмета политической игры в предстоящей битве за импичмент и на выборах 2020 года, хотя она пытается решить более серьезные проблемы безопасности и реформирования.
Как пишет «Вашингтон Пост» (The Washington Post), незадолго до телефонного разговора с Зеленским, состоявшегося 25 июля, Трамп приказал чиновникам Белого дома приостановить оказание помощи Украине на сумму почти 400 миллионов долларов, явно пытаясь оказать давление на нового украинского президента. Значительную часть этих средств предполагалось направить на закупку военной техники проведение военной подготовки.
«Думаю, что [Владимир] Путин сейчас аплодирует тому, что происходит», — добавила Гетманчук.
Зеленский должен встретиться с Трампом в среду в Нью-Йорке после выступления на заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
В среду Белый дом опубликовал стенограмму телефонного разговора Трампа с Зеленским. Во время разговора Трамп попросил Зеленского «разобраться» с закрытием расследования в отношении сына Байдена, и при этом несколько раз повторил, что организует ему телефонный разговор с Руди Джулиани, адвокатом, связанным с Трампом, и бывшим мэром Нью-Йорка.
Во время телефонного разговора Зеленский, похоже, пытался угодить Трампу, называя его «великим учителем» и вторя его критике в адрес европейских лидеров и бывшего посла США Мари Йованович, которую Зеленский назвал «плохим послом». Зеленский также заверил Трампа, что следующий украинский прокурор будет «на 100% моим человеком» и будет «разбираться в ситуации», связанной с Байденом и компанией «Бурисма». Говорил ли Зеленский с Джулиани, неизвестно.
Кроме того, в разговоре с Трампом он специально подчеркнул, что во время поездки в Нью-Йорк останавливался в Трамп-тауэр. Считается, что иностранные делегации останавливаются в отелях, принадлежащих Трампу, пытаясь добиться его расположения.
Во вторник вечером Зеленский попытался прояснить ситуацию, заявив, что он хочет, чтобы отношения Киева с Вашингтоном были «прекрасными», и что он собирается пригласить президента США посетить Украину. Если Трамп согласится, это будет первый визит американского президента с 2008 года, когда в страну приезжал Джордж Буш-младший.
«Самое главное, что говорят, что не забывают об Украине», — сказал он в публичном выступлении.
Павел Климкин, прежний министр иностранных дел Украины, выразил чувство гордости в язвительной форме, написав: «…В истории Соединенных Штатов Украина останется как страна, которая привела к началу процедуры импичмента президента США. Не очень веселая перспектива. Но теперь все понимают, на что мы способны».
Украинские дипломаты и сам Зеленский пытались преуменьшить масштабы скандала. В среду утром, отвечая на вопросы российских журналистов в Нью-Йорке, Зеленский опроверг заявления о том, что в ходе телефонного разговора 25 июля Трамп оказывал на него давление. «На меня никто не может давить, потому что я президент независимой страны, — сказал он. — На меня может давить только мой сын, которому шесть лет».
Это противоречит мнению Криса Мерфи, члена комитета Сената США по международным отношениям. На последних заседаниях, говоря о Зеленском и его администрации, он отмечал, что они «растеряны и озадачены» «характером требований со стороны администрации Трампа,… и что они беспокоятся, что приостановка президентом помощи Украине является следствием их нежелания (в то время) расследовать дело Байденов».
Работающий в Киеве европейский дипломат назвал затруднительное положение Зеленского «наихудшим сценарием», в котором «возможности для компромисса» между Трампом и демократической партией «практически нет».
Политолог Владимир Фесенко говорит, что администрация Зеленского выбрала стратегию «строгого нейтралитета», чтобы не разозлить Трампа или возможную демократическую администрацию, если на выборах в 2020 году победит Байден или другой кандидат.
«Из-за отсутствия поддержки демократы или Трамп могут обидеться, особенно Трамп, но для Украины это вынужденная и необходимая позиция», — сказал он.
По иронии судьбы, говорит Фесенко, то, что на этой неделе официально запущена процедура импичмента, могло бы в какой-то степени ослабить давление на Зеленского, поскольку пресса внимательно следит за действиями Трампа.
«Трамп ведь не сумасшедший, чтобы сейчас открыто давить на Зеленского [в отношении Байдена]», — сказал он.
Chechenews.com
26.09.19.