««В этот год умерло больше всего людей. Никто не подготовился, все собирались вернутся» — это слова одного из переживших депортацию 1944 года старцев.
Из его рассказа следовало, что большинство депортированных чеченцев были убеждены в ошибочности произошедшего и ждали, что их скоро вернут домой. Редкие занялись обустройством быта.
В одном из своих интервью французский социолог Хишам Бенаиса (Hicham Benaïssa) говорит про миф о возвращении. Это когда первое поколение мигрантов живет надеждой «накопить еще немного и вернутся домой». Проблема в том, что возвращаются немногие.
Пока люди работают, подрастают дети, получают образование, некоторые делают карьеру… родители живущие в уверенности, что не сегодня так завтра вернутся на родину, естественно, не создали условий при которых, дети сохранили бы родной язык, культуру, обычаи.
Чемоданное настроение было одной из основных причин, по которой, приводимое социологом в пример магрибское сообщество, не сформировало во Франции национальные культурные и образовательные центры.
Это привело к тому, что в их среде выросли люди не принадлежащие в полной мере, ни к французской ни к родной культурам. Их не признают за своих ни здесь, ни на родине отцов.
У нохчи в Европе растет уже третье поколение и мы топчем те же грабли. Причем имея колоссальный опыт жизни и выживания на чужбине.
Возьмем например чеченцев Иордании. Многие восхищаются тем, как они сохранили и язык и нохчалла.
А как им это удалось? На этот вопрос мой собеседник из основанного чеченцами Иорданского села ответил, что прибыв на эту землю их отцы первым делом построили укрепление и мечеть.
Разница между первыми и вторыми в ясном понимании будущего. Если одни обманывались надеждами на скорое возвращение, другие занялись перспективой, выжили в пустыне и заняли в стране свою нишу.
Летние каникулы не спасут нохчалла и нохчийн мотт потомства. Нам необходимо понять, что наши дети здесь, если не навсегда, то на долго, и создать условия, чтобы возвращаясь на родину им продолжали говорить шу г1иллакх мел хаза ду, мотт мел ц1ена буьйцу аша. Ассоциация Иэс продукт этой идеи.
«Шен ненан мотт халкъо, сий ойбуш, 1алашбахь, цу халкъан парг1ато цхьаммо а хьошур яц».»
Ahmed Susuev
Chechenews.com
12.02.22.