Уже несколько недель на оккупированных территориях происходит «демилитаризация» военных складов РФ. Арсеналы расположены в глубоком тылу российских войск и еще до недавнего времени были недостижимой целью для ВСУ. Но благодаря американской системе залпового огня М-142 HIMARS ситуация на фронте кардинально изменилась.
Как Украина наносит удары по запасам россиян и почему оккупанты не могут справиться с западным оружием – рассказывает OBOZREVATEL.
Что происходит?
За последние две недели украинская армия разрушила иллюзии Путина о том, что оккупационная армия «еще не начинала воевать». Российский тыл – весь горит. Горят склады в Донецке, Шахтарске, Мелитополе, Херсоне, Новой Каховке, Чернобаевке. На следующий день после взятия Лисичанска был уничтожен дивизионный склад в Попасной – вероятно, если бы он сгорел за пару дней до этого, так и Лисичанск бы не взяли – нечем было бы.
В оккупированном Шахтерске Донецкой области после попадания HIMARS погибли представители военного руководства РФ, а именно все заместители командира российской 106-й воздушно-десантной дивизии, кроме одного.
В тылу врага горит и бомбит так, что кремлевские пропагандисты просто не успевают придумать «причины» «бавовны». «Пишут, что наши попали то в ГЭС, то в больницу и жилые дома, то в центр российской гуманитарной помощи. И больше всего меня повеселило, что было попадание в склады селитры, которые принадлежат мне», – комментирует хлопки на складах в Новой Каховке советник главы Херсонской ОВА Сергей Хлань.
В итоге в ход пошли фейки. Сначала пропагандисты заявили об уничтожении HIMARS. А после запустили дезу о том, что украинские военные продали россиянам РСЗО за 800 тыс. долларов.
Настолько эффективны HIMARS?
Применение HIMARS уничтожает всю логистику оккупантов. Российская армия привыкла воевать так: она делает гигантские склады в 60 км от фронта и возит все из этих складов грузовиками. «60 км удаления, – поясняет советник Офиса президента Алексей Арестович, – это три ходки грузовика в день, 90 – это две, 120 – это одна. Наступление возможно для российской армии, только если грузовик успевает три ходки за день сделать».
Но он подчеркивает, что заслуга не только американского вооружения: «Все забывают о титанической работе, которую проводит разведка. Она зафиксировала цели, расставила их приоритетность, предоставила точные координаты. И именно благодаря этому наши HIMARS смогли уничтожить цели с помощью высокоточных ударов».
Вероятно, у украинской армии есть доступ к данным аэроразведки, которые передают нам союзники из США и Великобритании. Также разведка использует коммерческие снимки Maxar. У России подобных возможностей нет.
Почему Россия не может ответить?
HIMARS обладает рядом колоссальных преимуществ. Во-первых, он мобилен как стандартный грузовик. Это значит, что HIMARS едет по обычной дороге, выезжает на позицию, выпускает ракеты и тут же убегает со скоростью 80 км/час. Накрыть его в ответ очень тяжело.
Во-вторых, ракеты GMLRS ориентируются по GPS и наносят удар точно в цель. Это отличает его от российских «Смерчей», «Градов» и «Ураганов», которые бьют по площадям.
В-третьих, HIMARS, в отличие от российских РСЗО, не нуждается ни в какой пуско-заряжающей установке. Он просто подъезжает к месту и начинает работать.
Но главное – у России нет систем, которые способны перехватить ракету HIMARS. С этим не справляет даже разрекламированный зенитный ракетный комплекс С-400, предназначенный для уничтожения «всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения».
Что будет дальше?
Очевидно, что HIMARS уже меняют ситуацию на поле боя, позволяя ВСУ лишить Россию ее главного козыря – преимущества в артиллерии. Если у россиян не будет боеприпасов, то неважно, какое количество пушек – десятки, сотни или тысячи – будет стоять на фронте.
Сейчас, отмечает эксперт, война выходит на новый уровень, ведь украинская армия может бить высокоточным огнем. «Это абсолютно другой уровень как по досягаемости объектов, так и по мобильности системы. Сегодня HIMARS может гастролировать на Донбассе, завтра на Херсонщине, а послезавтра поехать работать в Запорожскую область«.
Пока о стратегических преимуществах над противником говорить рано. В первую очередь, из-за количества РСЗО. По официальным данным, сегодня у Киева в распоряжении есть девять установок. По мнению экспертов, их значительно больше – около 17. Но все равно этого недостаточно.
«Системы HIMARS и их аналоги уничтожают противника и наносят удары по российским целям, которые раньше были недостижимы. Однако для серьезного контрнаступления нужно еще больше такого оружия», – указывает секретарь СНБО Алексей Данилов.
«Если кто-то скажет, что нужно 50 «Хаймарсов», то спросите у него: а почему не 100? Это все абстрактные числа. США может хоть завтра отправить в Украину сотню HIMARS. Но есть ли у нас для них 100 экипажей? Есть ли у нас достаточное количество боеприпасов, место для их размещения, ведь РФ тоже может уничтожать склады».
Согласно данным сервиса Google Earth, от Николаева, откуда можно было бы ударить, до ближайших секций Керченского моста 392 км, от Запорожья – около 300. Так что с помощью американских РСЗО подобную атаку совершить возможно, но только при наличии ракет ATACMS, которые имеют радиус действия до 300 км. Сейчас американские власти отказываются поставлять Киеву подобные боеприпасы – боятся, что война с Россией перейдет на более масштабный уровень.
Однако военные эксперты уверены: в данный момент совершать подобную атаку нет смысла. Сегодня Крымский мост – один из самых защищенных объектов в РФ. И даже если несколько снарядов и попадут в него, то они не разрушат прочную конструкцию моста.
По словам эксперта, можно значительно проще и легче решить вопрос с поставками вооружения на оккупированные территории. Прежде всего, это удары по железнодорожному сообщению в Крыму.
Chechenews.com
14.07.22.