С приближением 100-летия Октябрьской революции 1917 года вновь возникает вопрос: что делать с Лениным, пишет Изабель Мандро в статье, опубликованной в газете Le Monde.
Спустя 92 года после смерти Ленина напоминание о руководителе большевистской революции можно встретить в любом уголке России, в московском метро и, конечно же, на Красной площади, где в гранитном Мавзолее лежит его забальзамированное тело. Ленин повсюду. В 2011 году партия власти «Единая Россия» попыталась объединить сторонников его захоронения, но эта инициатива провалилась. Ни одному российскому политическому лидеру не удалось развенчать образ Владимира Ильича Ульянова, первого главы советского государства, пишет издание.
21 января, выступая в Кремле перед Советом по науке и образованию, Владимир Путин сделал заявления, вызвавшие удивление: российский президент обвинил Ленина в том, что он привел СССР к развалу. Обращаясь к Михаилу Ковальчуку, директору Курчатовского института, президент сказал: «Михаил Валентинович, управлять течением мысли — это правильно. Важно только, чтобы эта мысль привела к нужному результату, а не как у Владимира Ильича. А так сама по себе идея правильная.
В конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее — заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом». Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов ответил на это: «…безоговорочная критика его деятельности — это подрыв государственности и подрыв стабильности…».
А депутат Законодательного собрания Амурской области Роман Кобызов в статье, опубликованной на сайте КПРФ, написал: «…Имя России — Ленин. И те, кто хает и плюет в свою страну, свергая Ленина подобно украинским националистам «Правого сектора» (запрещенная в РФ организация. — Прим. ред.) — живое воплощение Бандеры. С таким лидером нет будущего. Стыдно за Путина. Имя Путина — Бандера».
Сравнивать президента с украинским националистом, сотрудничавшим с нацистской Германией? Это уже серьезно, комментирует издание.
Выступая на межрегиональном форуме ОНФ, Путин попытался смягчить впечатление от своих предшествующих высказываний. В частности, он сказал: «Мне очень нравились и до сих пор нравятся коммунистические и социалистические идеи. Если мы посмотрим Кодекс строителя коммунизма, который широко тиражировался в Советском Союзе, он очень напоминает Библию. Это не шутка, это такая выдержка из Библии на самом деле. Идеи хорошие: равенство, братство, счастье, но практическое воплощение этих замечательных идей в нашей стране — они были далеки от того, что излагали социалисты-утописты Сен Симон, Оуэн. Наша страна не была похожа на Город Солнца.
Все обвиняли царский режим в репрессиях. А с чего началось становление советской власти? С массовых репрессий. Я уже не говорю про масштаб, но просто такой наиболее вопиющий пример — это уничтожение и расстрел царской семьи вместе с детьми. Могли бы быть еще какие-то идейные соображения по поводу того, что нужно искоренить, так сказать, возможных наследников. Но зачем убили доктора Боткина? Зачем убили прислугу — людей, в общем то, пролетарского происхождения? Ради чего? Ради того, чтобы скрыть преступление».
Путин осудил роль большевиков в Первой мировой войне: «Да, но роль в развале фронта Первой мировой войны коммунистической, большевистской партии тоже известна. Получилось что? Что мы проиграли проигравшей стране, через несколько месяцев Германия капитулировала, а мы оказались проигравшими проигравшей стране — уникальный случай в истории. А ради чего? Ради борьбы за власть. Как мы, зная сегодня это, оценивать должны вот эту ситуацию с огромными потерями для страны, с колоссальными просто?»
Путин также назвал абсурдным решение уступить Донбасс Украине. Подобные размышления Путина не вызывают удивления, если вспомнить, что он назвал исчезновение СССР самой большой катастрофой ХХ века.
Но за этими высказываниями, вне всякого сомнения, скрывается нечто большее. Одержимый мыслью о «революциях», настоящих бомбах замедленного действия, г-н Путин, вне всякого сомнения, без радости наблюдает за приближением столетия дела рук одного из самых великих революционеров всех времен, пишет корреспондент.