Главная » Все Новости » Главная новость » Война кремлевской марионетки Кадырова с историей: в Чечне символику Ичкерии объявили «вне закона»

Война кремлевской марионетки Кадырова с историей: в Чечне символику Ичкерии объявили «вне закона»

С начала января из Чечни поступают сообщения о рейдах по выявлению изображений волка на одежде и личных вещах у молодежи. Силуэт волка был гербом и присутствовал на флаге непризнанной Чеченской республики Ичкерии. Это связано с особым местом, которое хищник занимает в культуре чеченцев. Правовых оснований на изъятие вещей с волками нет. Ни Ичкерия, ни ее символика в России не запрещены законом.

Одним из первых о массовых рейдах по выявлению символики сообщило оппозиционное кадыровцам движение 1ADAT. В комментарии Кавказ.Реалии его представители рассказали, что информация о рейдах поступает из разных районов республики, что свидетельствует об их массовом характере.

«Волк является в чеченском народе символом свободолюбия, поэтому кадыровцы решили, что им удастся погасить проявление этого свободолюбия в молодежи. Им не нужны свободные люди, им нужны рабы», – считают в движении.

Под негласным запретом

2 ноября 1991 года постановлением парламента Чеченской Республики №7 был утвержден ее флаг. Во втором его варианте на нем был изображен лежащий волк с девятью звездами – тукхумами (военно-политическими объединениями. – Прим. ред.).

«В 1990-м Джохар Дудаев вернулся со съезда непредставленных народов, проходившего в Голландии, с эскизом нового чеченского флага и герба: девять звезд (тейпов) и волк, лежащий на фоне солнца. Алла Дудаева (супруга Джохара Дудаева. – Прим. ред.) взяла эскиз и нарисовала герб в том виде, в котором он сейчас известен. Она равнялась на Акелу из «Маугли», сделала волка грознее, чем было у отца. Сумасшедшее время, запредельный градус чувств», – рассказывал журналу GQ живущий в Прибалтике Деги Дудаев, младший сын первого президента Ичкерии.

Вдова первого президента Алла Дудаева окончила художественно-графический факультет Смоленского пединститута, а в начале восьмидесятых работала учителем рисования в средней школе поселка при военном аэродроме «Средний» Усольского района Иркутской области, где служил ее муж.

В одной из сцен вышедшего в 1973 году советского мультфильма «Маугли» бывший вожак стаи и опекун главного героя волк Акела лежит в позе, похожей на изображенную на гербе Ичкерии. Но говорить о прямой взаимосвязи нельзя – в такой же позе волк встречается у многих художников, а между двумя силуэтами есть и ряд значимых отличий.

Символика Ичкерии, как и сама непризнанная республика, в России не запрещены. Террористическим и запрещенным в России признан только «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» – исламистская сепаратистская организация, созданная в 1998 году Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым, имевшая совершенно другой флаг – черный, с перекрещенными мечами.

Вместе с тем суды в разных регионах страны привлекают граждан к административной ответственности по статье «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций» за ее публикацию в соцсетях. Так, например, в октябре 2021 года за флаг Ичкерии житель Нефтеюганска Рустам Ильясов был оштрафован на тысячу рублей.

Власти Чечни решили пойти дальше. Под негласный запрет попал не только флаг Ичкерии, но и просто изображения волков, даже не повторяющие герб непризнанной республики.

Кинжалы аккуратно разложены на зелено-бело-красном полотнище в доме у чеченца в городе Зарка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Чеченцы Иордании чтят символы свободной Ичкерии

Месть за независимость

«Кадырову очень важно показать Кремлю, что «падишах» всё ещё нужен. А для этого требуется создать видимость превосходства над всем чеченским народом. Но в последнее время все начинают понимать, что он теряет контроль над ситуацией», – уверен Ислам Белокиев, автор оппозиционного чеченским властям ютьюб-канала «Мысли Ислама».

Собеседник Кавказ.Реалии напомнил, что о преступлениях в Чечне сегодня громко заявляют представители диаспоры в Европе и Турции, которые вроде как должны были молчать.

«Их не останавливают ни угрозы, ни похищения родственников. Отсюда жалкая попытка сделать хотя бы что-то. В данном случае – «борьба с ветряными мельницами» в лице волка, который в понимании Кадырова сегодня ассоциируется с Ичкерией», – считает Белокиев.

Он отмечает, что кадыровцы в принципе не против волчьей символики и сами часто ее используют, так как волк для любого чеченца – символ свободы, упорства, смелости и стойкости.

«Поэтому мы видим его изображения на одежде, среди картинок в инстаграме, чучела волков в домах, в никнеймах аккаунтов и так далее», – перечисляет Белокиев.

Например, Рамзан Кадыров носит амуницию с символикой байкерского клуба «Ночные волки» (в связи с активным вмешательством в политику, в том числе в аннексированном Крыму, клуб включен в санкционные списки США и Канады. – Прим. ред.), а сами прокремлевские байкеры называют «главу Чечни «ночным волком».

Кадыров и его окружение регулярно публикуют в инстаграме и других социальных сетях фото и видео с волками. Например, в конце декабря политик опубликовал видео, на котором водит на поводке полярного волка. В 2013 году он же разместил на своей странице в инстаграме (на тот момент еще не заблокированной из-за санкций) снимок с чучелом волка.

Комментируя его, исследователь внешней политики и журналист Foreign Policy Элизабет Ральф даже написала: «Любопытно, что Кадыров, в прошлом повстанец, похоже, вспомнил о чеченском национализме, даже несмотря на то, что все больше сближается с Путиным».

«Так что проблема не в самом волке, а именно в том, что недавно прошли два протеста в Европе. Пикеты в НорвегииАвстрии и митинг во Франции, где волк был в изобилии. Резонанс от этих двух событий стал очередным гвоздём в крышку гроба кремлевского вассала и его обещания держать чеченцев в ежовых рукавицах», – подытожил Белокиев.

Нынешняя война с ичкерийской символикой – подтверждение того, о чем регулярно говорят в диаспоре: идея национальной независимости жива, но ее носителей сегодня преследуют и в России, и по всему миру. Публично отстаивать и пропагандировать независимость Ичкерии может быть смертельно опасно, рассказала Кавказ.Реалии представитель непризнанной Чеченской республики Ичкерии в Австрии Роза Дунаева.

Она считает, что, проявляя солидарность, люди сохраняют историческую память о событиях 90-х годов и независимом государстве.

«Поэтому подрастающее поколение так активно использует символику Ичкерии – флаг и герб с волком. Те, кто установил оккупационный режим в Чечне, пытаются искоренить все связанное с независимым государством из памяти народа. Когда нас депортировали в 1944 году, советская власть боролась с нашими башнями, пытаясь уничтожить историческую память. Сегодня герб и флаг Ичкерии являются теми же чеченскими башнями», – рассуждает Дунаева.

Когда вся Россия – Чечня

Историк и общественный деятель, создатель организации «Барт Маршо» Джамбулат Сулейманов считает, что борьба с изображениями волков не связана с падением рейтинга Рамзана Кадырова среди чеченцев. По его мнению, подобные меры еще больше его роняют.

«Власть боится идеи. Идеи независимой Ичкерии. Причем как власть в Чечне, так и власть в Кремле. И то, что идея независимости в образах ее героики и символики витает в головах молодежи, очень ее страшит. Ичкерия – ахиллесова пята Путина. Для Кадырова в увязке с Путиным это вопрос жизни и смерти, это то, на чем строилась путинская вертикаль власти. Это краеугольный камень, способный пошатнуть всю конструкцию. Вот чего боятся власти», – отметил эксперт в комментарии Кавказ.Реалии.

«Беда в том, что интерес к конкретному знаку – часть процесса, который начался не вчера, – констатирует в беседе с Кавказ.Реалии руководитель Amnesty International в России Наталья Звягина. – Понимание должностных обязанностей и личных границ складывается постепенно».

Звягина вспоминает, что в чеченском обществе привыкли к замечаниям должностных лиц в отношении мужчин в шортах и женщин, одетых не по уставу.

«Поэтому не каждый увидит проблему вмешательства в частную жизнь в проверке условных брелоков в машинах. Просто сначала ищут одно, потом другое», – считает Звягина.

Собеседница напомнила о рассказах ЛГБТ+ людей из Чечни, которые делились: вооруженные силовики могли остановить на улице и потребовать показать содержание смартфона. По сути это общая для страны тенденция расширения уголовного дискурса в удобное для повышения показателей русло.

«По всей стране вместо похищающих миллионные кредиты телефонных бандитов выискивают авторов фото в купальниках на фоне церкви или видео с танцами. Это звенья одной цепи, просто с локальным колоритом.

В ситуации расширенных законом возможностей полицейских вламываться в квартиры и машины людей в России пришла пора больше прорабатывать с сотрудниками «на земле» вопросы защиты права на частную жизнь и обеспечения разумного баланса между реально необходимым вмешательством и защитой прав граждан», – подытожила Звягина.

www.kavkazr.com

Chechenews.com

19.01.22.