Глава Северной Осетии Сергей Меняйло почти за пять месяцев с начала войны России против Украины остается единственным руководителем российского региона, не раз посещавшим прифронтовую зону.
И если визиты «главы Чечни» Рамзана Кадырова в Украину отрицал даже Кремль, то в случае Меняйло эта информация никак не комментируется. В то же время ни у кого практически нет сомнений, что он действительно бывает там достаточно регулярно и встречается с бойцами батальона «Алания».
На этой неделе стало известно, что Сергей Меняйло, возвращаясь с прифронтовой зоны, попал под обстрел. Изначально телеграм-каналы сообщали о контузии, однако вскоре глава республики по телефону рассказал журналистам, что находится в полном порядке.
«Чувствую себя хорошо… Никто нас напрямую не обстреливал, никакой диверсионно-разведывательной группы не было, никаких потерь не было», – заявил региональный руководитель.
Это не первая поездка Меняйло в Украину. Впервые в телеграм-канале «Сергей Меняйло» появились кадры с главой в полевых условиях в конце апреля. По ним невозможно установить, где они были сняты – съемка ведется внутри автомобиля, в котором находятся люди в военной форме, в том числе сам глава республики.
Еще через несколько дней в канале появились новые фотографии. На них Меняйло позирует с людьми в камуфляже. Косвенным подтверждением того, что снимки действительно сделаны на территории Украины может служить холодильник «Оболонь» на фоне.
Ровно через месяц провластные телеграм-каналы вновь опубликовали информацию об очередной поездке Сергея Меняйло. На его кадрах он, одетый в камуфляж, находится рядом с людьми в военной форме на фоне зеленых насаждений. У некоторых из них на ногах кроссовки. Утверждается, что видео снято в Украине, куда он приехал «поддержать североосетинских военнослужащих».
«С нами здесь глава нашей республики, – говорил на осетинском языке один из спутников Меняйло. – Мы сейчас едем к нашим бойцам. Беспрецедентный случай – наш глава едет с нами».
После этого говорящий добавил, что в Украине сейчас находится и сын Сергея Меняйло и он «желает ему не погибнуть».
У Меняйло действительно есть два совершеннолетних сына, однако глава республики не рассказывал публично, чем они занимаются, а также не подтверждал факт их участия в войне против соседней страны.
Приблизительно в то же время в соцсетях были опубликованы ролики, где Меняйло посещает место гибели уроженцев Северной Осетии – в них попали осколки накануне.
10 июля в канале главы республики появилось новое видео, в котором Меняйло на осетинском языке поздравляет с национальным религиозным праздником – днем святого Хетага – на фоне одетых в военную форму людей. Они понимают его слова, поддерживая их соответствующим возгласом на осетинском языке, означающим «Да будет так».
Чуть позже появился ролик, в котором Меняйло награждает своими часами, которые, как утверждается, он носил 35 лет, самого молодого бойца «Алании» Руслана Остаева.
Уже после этого произошел инцидент с обстрелом, однако о нем в телеграм-канале – ни слова. Также нет никакой информации о визитах Сергея Меняйло на передовую и на его официальном сайте.
«Существуют разные причины, по которым Меняйло туда ездит. Во-первых, говорят, что у него там служит сын или даже не один. Говорят, он его проведывает, переживает. Во-вторых, к нему были претензии, что он не поддерживает осетинских военных, после того как некоторые из них отказались воевать и вернулись домой, что было воспринято как дезертирство», – рассуждает североосетинский политолог Бадри Газзати.
Около 50 контрактников из 58-й общевойсковой армии Южного военного округа, управление которой базируется во Владикавказе, судятся с Минобороны за право восстановиться на службе – их отчислили за самовольный отъезд из Украины. Солдаты покинули зону боевых действий после первого дня войны, когда поняли, что они стали «пушечным мясом».
Газзати вспоминает, что в республике был организован сбор «добровольцев», в который, по его словам, сначала никто не верил. «А позже стало понятно, что это была личная инициатива Меняйло, и руководитель его администрации даже лично сопроводил эту группу. По неофициальной информации, он тоже получил там контузию», – рассказывает Газзати.
Политолог также предполагает, что еще одной целью Сергея Меняйло могла быть «попытка заработать лишние баллы» от Кремля, что «он хочет, чтобы его заметил федеральный центр».
«Глава Осетии хочет быть там, где ему самое место, – рассуждает политический редактор сайта «Основа» Руслан Тотров. – Я не вкладываю в это высказывание никакой негативной коннотации. Меняйло – военный, Меняйло хочется воевать. А в контексте нынешних лексических конструкций Меняйло хочется «спецоперировать».
По подсчетам Тотрова, в последние месяцы Меняйло гораздо чаще бывает на территории иностранного государства, нежели в районах Северной Осетии.
«В этой связи недавно метко кто-то из коллег заметил, что, может, не надо больше Путину Меняйло мучить и просто отправить его туда, где ему место. Хочет человек участвовать в боевых действиях – пусть участвует, только не в ранге губернатора», – говорит Тотров.
Тотров подчеркивает, что в целом выступает против того, чтобы Осетия ассоциировалась с происходящим в Украине, особенно в связи с участием в войне должностных лиц.
«Мне кажется, что с точки зрения банальной безопасности это достаточно сомнительное мероприятие. И хоть до его личной безопасности мне нет никакого дела, но Меняйло – глава республики, глава региона. И хотя он неподотчетен сотням тысяч его жителей, т.к. он не избранный, а назначенный из Москвы, тем не менее мне кажется довольно опрометчивым делать то, что он делает», – утверждает Тотров.
По мнению эксперта, причина поездок главы Северной Осетии на фронт – зарабатывание очков перед Кремлем.
«Меняйло занимается тем, что в бизнесе называется искусством сбивания низко висящих фруктов. Конечно, он этим занимается в надежде, что федеральный центр заметит, что его продвинут. Не секрет, что Меняйло не с самой хорошей историей уезжал из того же (аннексированного Россией. – Прим. ред.) Севастополя, и какие-то реваншистские настроения по поводу этой территории у него могли в сознании остаться. Я думаю, еще из-за этого его так упорно тянет пересекать границу», – подытоживает Тотров.
Владикавказский блогер, пожелавший в целях безопасности сохранить анонимность, согласен с Тотровым в причинах поездок Меняйло в Украину.
«Я считаю, что он там чувствует себя в своей стихии, ему это нравится гораздо больше, чем сидеть в кабинете в «сером доме» (так жители Северной Осетии называют дом правительства. – Прим.ред.). На мой взгляд, ему кажется, что он там на своем месте, тем более что он любит рассказывать, что он человек до мозга костей военный», – говорит блогер.
Собеседник Кавказ.Реалии подчеркнул, что не до конца понимает, почему поездки главы республики не освещаются на официальном сайте.
«Видимо, они носят не совсем официальный характер, хотя я уверен процентов на 95, что они согласованы с Москвой, – рассуждает блогер. – Не может глава региона «просто так» ездить на территорию боевых действий, тем более на передовую. Я слышал насчет его сыновей на фронте, но публично об этом объявлено не было. Скорее всего, это правда. Мне кажется, это еще один фактор, из-за которого он так переживает».
Еще один североосетинский блогер Батраз Сидамон, рассуждая о том, почему визиты Меняйло в Украину не освещаются официально, отметил, что, скорее всего, федеральные власти пока не знают, как однозначно интерпретировать эти поездки.
«Косвенно на это указывает то, что информация о контузии пошла из окружения самого Меняйло и только потом её дезавуировали официальные СМИ», – говорит блогер.
Источник в администрации главы Северной Осетии пояснил корреспонденту Кавказ.Реалии, что Меняйло посещает зону военных действий «в частном порядке».
15 июля в телеграм-каналах появилась информация о том, что Андрей Ярин – начальник Управления внутренней политики РФ попросил главу Северной Осетии «прилететь на разговор».
«Функционерам из первопрестольной не нравятся новые увлечения главы РСО – спасать личные рейтинги на Донбассе», – говорится в тексте.
***
17 июля – 144 день войны в Украине. 16 июля российские войска нанесли ракетный удар по городу Чугуев в Харьковской области. В результате был частично разрушен жилой дом. Три человека погибли, ещё трое пострадали. Число погибших в результате ракетного обстрела Винницы возросло до 24. 16 июля в больнице скончалась одна из пострадавших, которая получила ожоги 85% поверхности тела.
На данный момент Кавказ.Реалии известны имена 854 военных Юга и Северного Кавказа, убитых на войне. 96 из них – уроженцы Северной Осетии. Это данные, собранные только по открытым источникам, в реальности потери могут быть намного выше. Для сравнения – за десять лет Афганской войны погибли 84 уроженца Северной Осетии.
Chechenews.com
17.07.22.