Отравившие оппозиционера Алексея Навального агенты ФСБ с очень высокой степенью вероятности причастны к смертям троих гражданских активистов: Тимура Куашева из Кабардино-Балкарии, Руслана Магомедрагимова из Дагестана и Никиты Исаева из Тамбова. Об этом говорится в расследовании The Insider, подготовленном совместно с Bellingcat при участии Der Spiegel.
Журналист, правозащитник и член «Яблока» Тимур Куашев был найден мертвым 1 августа 2014 года в Нальчике в возрасте 27 лет. Под левым глазом был обнаружен синяк, а в районе левой подмышечной впадины – след от укола, что дало основания настаивать на насильственном характере его смерти. Внутренних повреждений обнаружено не было, и эксперты предположили, что причина смерти – отравление неизвестным веществом.
Однако после экспертизы причиной смерти Куашева была указана острая коронарная недостаточность, возникшая на фоне неизвестной вирусной инфекции. Родители погибшего, его друзья и коллеги оспаривают этот вывод и настаивают на том, что Куашев был убит. В 2018 году они обратились в ЕСПЧ.
«Та экспертиза проводилась никем иным, как Институтом криминалистики ФСБ, — говорится в расследовании. – Именно на него работают члены группы отравителей, включая [Александра] Александрова, [Ивана] Осипова и [Константина] Кудрявцева. По иронии, экспертный доклад был подписан Василием Калашниковым – это тот же самый эксперт ФСБ, который, как подтвердил Кудрявцев в своем телефонном разговоре, где он все рассказал (имеется в виду телефонный разговор с Навальным – ред.), руководил операцией по устранению улик в Омске после отравления Алексея Навального».
Проанализировав перемещения предполагаемых агентов ФСБ в то лето, авторы расследования пришли к выводу: Куашева отравила та же группа, что в 2020 году отравила Навального. Так, Иван Осипов прибыл из Москвы в Минводы неподалеку от Нальчика, где жил Куашев, 22 июля. Вернулся обратно 31 июля, когда тот пропал. В этом же регионе находились в те дни Кудрявцев и по крайней мере еще трое сотрудников ФСБ, говорится в расследовании. Причем Александров прилетел туда через Владикавказ, вернувшись в Москву также 31 июля (как и Осипов, он поменял билет, купленный изначально на 30 число).
Другой факт в пользу причастности спецслужб к тому, что случилось с Куашевым, – отсутствие каких-либо звонков и сообщений на его телефонном номере в период с 25 июля, до 2 августа, после обнаружения его тела. При этом ему не могли не приходить обычные спам-смс, а один из знакомых подтвердил, что общался с ним накануне его исчезновения. Как отмечается в расследовании, телефонный оператор обязан по закону хранить записи, связанные с активностью номера, а стереть эту информацию может только ФСБ.
Активист общественного движения «Единство» (Садвал) Руслан Магомедрагимов был найден мёртвым 24 марта 2015 года. Близкие покойного утверждали, что на его шее просматривались две точки, похожие на следы от уколов шприцем, и выдвигали версию, что он мог быть отравлен ядом, парализующим дыхание — непосредственной причиной смерти стала асфиксия. Руководство движения публично заявляло, что это была насильственная смерть из-за деятельности Магомедрагимова: он отстаивал идею независимого Лезгистана из территорий, населяемых лезгинами в России и Азербайджане.
«Как и в случае с Куашевым, Иван Осипов и Константин Кудрявцев прибыли в Махачкалу накануне смерти активиста: Осипов посещал этот город дважды в январе 2015, а Кудрявцев приезжал в Махачкалу за две недели до его смерти, как и в случае с Куашевым с 2014 году – и оставался в регионе с 11 по 16 марта. За четыре дня до смерти Магомедрагимова, 24 марта 2015 года, Иван Осипов полетел во Владикавказ – в четырех часах езды от Каспийска. Он пребывал там в течение шести суток и вернулся в Москву через два дня после предполагаемого отравления», — отмечают авторы расследования.
Третий активист, о котором идет речь в документе, Никита Исаев, умер в поезде в ноябре 2019 года. Согласно свидетельству его помощницы Алины Жестовской, ночью он пошел в туалет. Его долго не было, а когда он вернулся, то держался за живот, «словно его кто-то пнул». Последнее, что он смог произнести перед тем, как упал на пол, было «Я думаю, меня отравили». Экспертиза не показала наличие отравляющих веществ в его крови, и было объявлено, что он умер от инсульта.
«По крайней мере пять сотрудников ФСБ, близко связанных с группой отравителей института криминалистики, следили за Никитой Исаевым в течение почти полугода до его смерти», — говорится в расследовании.
По словам авторов, они получили более 500 сообщений от волонтеров и журналистов, которые рассказали о других, ранее неизвестных случаях, где, по их убеждению, также замешана «группа отравителей» ФСБ.
- В декабре журналист-расследователь Христо Грозев опубликовал таблицу с данными о перемещениях восьмерых сотрудников ФСБ, которые могут быть причастны к отравлению российского оппозиционного политика Алексея Навального. Самый популярный их маршрут – города Северного Кавказа.
- Навальный был отравлен в августе 2020 года в Томске. В декабре он выложил видео с результатами своего расследования. Именно там впервые были перечислены имена всех, кто, по его мнению, мог быть причастен к его отравлению.
Chechenews.com
28.01.2021.