Главная » Все Новости » Главная новость » В Донбассе боец Чеченского Батальона им. Шейха Мансура спас художественную коллекцию

В Донбассе боец Чеченского Батальона им. Шейха Мансура спас художественную коллекцию

В Донбассе во время военных действий спасли целую художественную коллекцию. Под Мариуполем в разорванном пополам фронтом селе Широкино один из бойцов обнаружил в зоне боев частично уцелевшую художественную мастерскую известного художника-соцреалиста Виктора Павлюка.

Не сразу, не за один раз, но собрал всё – картины, оттиски, скульптуры, фотографии – и организовал вывоз и официальную передачу более 300 работ.

Нашел мастерскую боец с позывным «Пикассо», в мирной жизни он был художником. Два последних года он воюет в батальоне имени Шейха Мансура.

Это чеченское добровольческое подразделение, чье участие в войне в Донбассе не особо афишируется. «Хотя ислам не дозволяет изображение людей, командование батальона осознает художественную и историческую ценность спасенных произведений. Их спасение и передача производятся в знак уважения к украинскому народу», – говорится в письме, которое имеется в распоряжении «Радио Свобода».

Одна из работ Виктора Павлюка
Одна из работ Виктора Павлюка

​В миру «Пикассо» – Владимир Безрукий, он украинец, но принял мусульманство и примкнул на войне к единоверцам. В ходе боев в Широкине он год подбирал на развалинах домов все найденные семейные фотоальбомы, потом передал их через волонтеров, а те через местный сайт смогли связаться с общиной жителей Широкина и вернуть людям частичку памяти о довоенной жизни.

Широкино – курортный поселок в десяти километрах от Мариуполя, здесь остановилась война в 2014-м и с особой силой возобновилась в 2015-м. Широкинцы держались за свой поселок до последнего, главу поселка ранило прямо в своем дворе, его вывезли в Новоазовск, «где меньше было взрывов». Теперь большая часть жителей – около 600 человек – живут в Мариуполе, они проводят регулярные собрания. Наблюдатели ОБСЕ для них во время дневного затишья регулярно фотографировали улицы и дома Широкина, и жители отслеживали разрушение своего села практически в режиме реального времени.

Разрушенный школьный спортзал в Широкине
Разрушенный школьный спортзал в Широкине

В Новоазовске (находится под контролем «ДНР») в местных пансионатах тоже разместили несколько сотен широкинцев. В самом селе с 2015 года никто не живет.

Украинская армия держит позиции на «недорогой» земле – в курортных поселках она на пригорке, вдалеке от моря. Именно там ставят бесполезные для отдыхающих, но зато капитальные каменные здания – школу, администрацию, больницу. Подразделения «ДНР» воевали в основном у моря.

Широкино – один из нескольких «сталинградов» Донбасса, где бои и перестрелки продолжаются все время войны в бывшей жилой застройке. С редкими и не всегда удачными попытками пустить местных раз в год на Гробки – посетить родные могилы.

А до войны Широкино было приличным поселком у моря с дорогой землей и дачами зажиточных мариупольцев. Одна из дач принадлежала Виктору Павлюку, мариупольскому художнику, известному уникальной графикой, линогравюрами, живописью. С 1970 года он был главным художником Мариуполя – его фрески украшают местный аэропорт и несколько школ. Он умер в 2007 году и разгрома своего поселка уже не видел.

Уцелевший дом в Широкине
Уцелевший дом в Широкине

Теперь его работы в культурной платформе «ТЮ» под опекой ее руководителя Дианы Берг, известного донецкого дизайнера, которая делает Мариуполь менее скучным. Берг – одна из организаторов первого украинского митинга в Донецке в марте 2014-го, в родной город ей нельзя. Теперь она устраивает выставки и спектакли в Мариуполе, организовала много громких акций типа «Монстрации» и успевает везде, в том числе в Киев на каждый Kyiv Pride.

– Украинский художник Саша Долгий ехал в начале июня к нам в Мариуполь из Львова проводить мастер-класс, в львовском поезде он провел тридцать часов в одном купе с бойцом чеченского батальона имени Шейха Мансура, – поясняет Диана Берг «Радио Свобода». – Саша – известный пацифист, а боец возвращался на войну, но они вдруг обнаружили, что оба художники и едут в одно и то же место. Володя с позывным «Пикассо» рассказал ему об обнаруженных среди войны художественных артефактах, а Саша посоветовал ему обратиться в местный музей или к нам, в «ТЮ». Так получилось, что этот «Пикассо» был у нас на тренинге по неоимпрессионизму, специально ходил для этого в увольнительные, учился и даже попросил меня ему позировать – портрет, кстати, неплохой получился. Я еще тогда удивилась, что у человека войны вдруг такая тонкая и эмоциональная техника!

По словам Берг, когда Долгий рассказал ей эту историю, она наобум позвонила в Широкино, где из-за войны нечасто включают телефоны, – и сразу попала на «Пикассо». И он сказал, что может прямо сейчас всю коллекцию вывезти, потому что потом они уйдут на ротацию. «Когда они выгрузили такое количество работ, мы были немного в шоке, никто не ожидал, что их столько – сейчас мы осторожно говорим о 327 объектах: картинах, оттисках, досках, гравюрах!» – рассказывает Диана Берг.

Картины художника Павлюка
Картины художника Павлюка

Но что делать с такой большой коллекцией? Как ее официально оформить, чтобы можно было ее показывать людям? Пригласили местного краеведа и искусствоведа Александра Чернова, и тот опознал работы художника, которого знал лично. Потом начали искать родственников, ведь картины по праву принадлежат им. Жену искали долго, пока среди привезенных вещей не наткнулись на новогоднюю открытку за 1974 год с обратным адресом, жена оказалась жива. «Мы говорили с ней, она обрадовалась, но сказала, что ей, к сожалению, всю эту коллекцию даже негде хранить. Договорились, что, когда мы все рассортируем и отреставрируем, она еще раз приедет и внимательно посмотрит, может, заберет что-то из семейных портретов. Надеюсь, все это вырастет в серьезную выставку», – говорит Берг.

Владимир Безрукий «Пикассо» оказался дома в отпуске, в городе Калуш.

– Раньше я воевал в другом подразделении и случайно встретил в городе своего бывшего командира, он мне рассказал про Широкино, где они воюют, и что там они нашли разбросанные краски на земле возле какого-то дома, – рассказывает «Радио Свобода» Владимир «Пикассо». – Я прошел туда и действительно нашел валяющиеся краски возле окна одного из домов, было видно, что они тут лежали не один год.

Я постарался в несколько заходов перепрятать в погреб все ценное – там был поврежденный дом, небольшая мастерская и что-то вроде отдельной кухни. Это место на высотке, одно время противник там держал оборону, многое повреждено, сбоку хата вообще развалена. Было все не сразу и не просто, я первый раз увидел это осенью 2018-го – в мастерской была разбита крыша, пришлось это все искать, вытаскивать, сушить… Но я четко понимал, что работы профессиональные и очень хорошие. Что с этим потом делать, я не думал тогда, потом встретил Сашу Долгого и возникла идея с «ТЮ». Поговорил с командиром, смогли доставить и передать.

В Донбассе на пятом году войны людей уже трудно чем-нибудь удивить. Спасение столь крупной художественной коллекции из совершеннейшего ада, в который сейчас превратилось Широкино, нестандартное событие. И выставка обещает быть уникальной. Может, ее когда-нибудь и в Донецк привезут.

Дмитрий Кириллов, «Радио Свобода»

 

Chechenews.com

20.07.19.