Ванкувер — Канадские школы-интернаты для детей коренных народов создавались с тем, чтобы «убить в ребенке индейца». Но при этом иногда погибал сам ребенок. За последний месяц на территории трех бывших школ-интернатов обнаружено 1 148 безымянных могил. Радиолокационный зонд подтвердил то, что представители коренного населения давно подозревали: в этих школах дети гибли чаще, чем предполагалось ранее.
Начиная с середины 19-го века канадское правительство отправило минимум 150 000 индейских детей в школы-интернаты — в основном в лоне римско-католической церкви. Последняя из них закрылась в конце 1990-х. Там детей систематически избивали за родную речь. Многие страдали от сексуального и физического насилия. Из-за тесноты помещений и дурных жилищных условий процветали различные болезни. Дети гибли из-за несчастных случаев или при попытке к бегству.
Количество захоронений поразило канадцев, хотя многие коренные жители десятилетиями жаловались на школы-интернаты. «Теперь наша правда наконец-то стала известна», — говорит Барбара Лавалли (Barbara Lavallee), исследователь племени Кауэссес и член команды старейшин и ученых, обнаруживших второе захоронение.
Канадское правительство ранее уже пыталось искупить свою вину за систему школ-интернатов. В 2008 году в ответ на крупнейший в стране коллективный иск правительство принесло официальные извинения. Созданная комиссия по установлению истины и примирению признала школы формой «культурного геноцида», выплатила компенсацию выжившим и профинансировала программы по поиску могил. С 1980-х годов права аборигенов закреплены в конституции.
США же, где тоже когда-то существовали школы-интернаты для детей коренных народов, ничего из этого не сделали. Но несмотря на это, на сегодняшний день сохранять индейские семьи у Америки получается даже лучше, чем в Канаде.
И в США, и в Канаде дети коренных народов непропорционально часто оказываются в приемных семьях и воспитательных домах. Это ускоряет распад семей, начатый еще в школах-интернатах, утверждает Маргарет Джейкобс (Margaret Jacobs) из Университета Небраски. Она считает, что социальные работники раньше забирали детей из семей просто бедных, а не жестоких. Возможно, дети на попечении бабушек и дедушек — а это обычное дело в индейских общинах — им казались признаком родительского пренебрежения. В 2016 году канадский суд по правам человека обнаружил, что правительство тратило сократило финансирование программы поддержки семей — и в результате детей из коренных народов чаще забирали у родителей.
В США же коренным народам предоставлена большая автономия. Племенные суды имеют право экспериментировать и вводить новшества — и, как правило, меньше нагружены делами и дают судьям больше времени. Отчасти поэтому США удалось сократить число приемных семей. Около половины детей в приемных семьях в Канаде — из коренных народов, хотя они составляют всего 8% населения страны. В США же лишь 3% детей из приемных семей принадлежат к коренным народам — это ближе к доле индейцев в населении страны. Однако после разоблачений в Канаде Деб Хааланд (Deb Haaland), первая женщина-индеец на посту министра внутренних дел США, пообещала провести расследование в отношении американских школ-интернатов. Так что странам есть чему поучиться друг у друга.
Канадское правительство ранее уже пыталось искупить свою вину за систему школ-интернатов. В 2008 году в ответ на крупнейший в стране коллективный иск правительство принесло официальные извинения. Созданная комиссия по установлению истины и примирению признала школы формой «культурного геноцида», выплатила компенсацию выжившим и профинансировала программы по поиску могил. С 1980-х годов права аборигенов закреплены в конституции.
США же, где тоже когда-то существовали школы-интернаты для детей коренных народов, ничего из этого не сделали. Но несмотря на это, на сегодняшний день сохранять индейские семьи у Америки получается даже лучше, чем в Канаде.
И в США, и в Канаде дети коренных народов непропорционально часто оказываются в приемных семьях и воспитательных домах. Это ускоряет распад семей, начатый еще в школах-интернатах, утверждает Маргарет Джейкобс (Margaret Jacobs) из Университета Небраски. Она считает, что социальные работники раньше забирали детей из семей просто бедных, а не жестоких. Возможно, дети на попечении бабушек и дедушек — а это обычное дело в индейских общинах — им казались признаком родительского пренебрежения. В 2016 году канадский суд по правам человека обнаружил, что правительство тратило сократило финансирование программы поддержки семей — и в результате детей из коренных народов чаще забирали у родителей.
В США же коренным народам предоставлена большая автономия. Племенные суды имеют право экспериментировать и вводить новшества — и, как правило, меньше нагружены делами и дают судьям больше времени. Отчасти поэтому США удалось сократить число приемных семей. Около половины детей в приемных семьях в Канаде — из коренных народов, хотя они составляют всего 8% населения страны. В США же лишь 3% детей из приемных семей принадлежат к коренным народам — это ближе к доле индейцев в населении страны. Однако после разоблачений в Канаде Деб Хааланд (Deb Haaland), первая женщина-индеец на посту министра внутренних дел США, пообещала провести расследование в отношении американских школ-интернатов. Так что странам есть чему поучиться друг у друга.
Chechenews.com
03.07.21.