Личность Григория Родченкова – бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории, уехавшего в США и разоблачившего существующую в России государственную пропаганду использования допинга, – обсуждается в телефильме Дарьи Ганиевой «Идентификация Родченкова«, вышедшем 10 февраля в эфир канала «Россия-24».
Это далеко не первая попытка представить Родченкова психически больным «предателем», ответив на нашумевший фильм Брайана Фогеля «Икар», в котором была рассказана его история. «В какой момент талант незаурядного химика перерос в помешательство?» – говорится в анонсе «Идентификации Родченкова».
Был приглашен психолог, заявивший, что признаком шизотипического расстройства является то, что Родченков ведет дневник. Однако собеседники Дарьи Ганиевой, российские друзья Родченкова, знающие его много лет, не стали говорить о нем ничего дурного и называть его сумасшедшим. В редакцию Радио Свобода обратился химик Леонид Кривенков, который снимался в «Идентификации Родченкова». Он говорит, что самое важное из того, что он рассказывал журналистам «России-24», в фильм не вошло.
– Я хорошо знаю, каким добрым и душевным человеком всегда был Григорий, и меня очень угнетает кампания лжи и клеветы, развязанная российскими СМИ. У меня нет никаких сомнений в существовании государственной допинг-программы в России. И не только потому, что в частных беседах Григорий говорил мне об этом. В современной России практически всё построено на лжи и обмане, и было бы просто странно, если бы в области спорта российское руководство действовало бы честными методами.
Григорий всегда был добр ко мне, и я считаю, что по мере своих возможностей я должен отблагодарить его за то хорошее, что он для меня делал. В студенческие годы я активно занимался спортом и тренировался два раза в день недалеко от его дома. Он часто приглашали меня в гости, кормил, поил, поддерживал материально. Григорий – человек не жадный и совершенно бескорыстный. В студенческие годы по выходным мы вместе ходили на дискотеку в ДАС МГУ. Гриша часто покупал за свои деньги вино и закуску на всю компанию, хотя и сам тоже был студентом. В конце 80-х, узнав о том, что я собираюсь покупать видеомагнитофон, Гриша за символические деньги продал (можно сказать, подарил) мне свой видеомагнитофон (он до сих пор работает!).
Когда я остался без работы, Григорий устроил меня в компанию «Лаверна». Родченков всю свою жизнь трудился на благо советского и российского спорта, а вместо благодарности на старости лет об него вытерли ноги, вынудили его бежать из страны, а теперь пытаются сделать из него козла отпущения. Дескать, во всем виноват Родченков, он действовал по собственной инициативе, а Мутко и Путин ничего не знали о махинациях с допингом. Не сомневаюсь, что единственной причиной, заставившей Григория переехать в США, было опасение за собственную жизнь.
– Почему же вы решили сниматься в этом фильме? Понятно ведь было, что фильм не будет честным…
– Я хотел, насколько это будет возможно, все-таки постараться донести правду. Я сразу предупредил, что врать ничего про Родченкова не буду. В принципе никто из его друзей ни слова плохого о Родченкове не сказал, хотя все прекрасно понимали, что, конечно, выгоднее было бы его обливать грязью.
– Что же из рассказанного вами не вошло в этот фильм?
– Практически ничего! Я рассказывал, как он ко мне часто в гости приезжал, мы с ним беседовали на темы допинга, и он рассказывал о том, что на него оказывают давление. По его словам, Мутко и Нагорных ему говорили, что есть список российских спортсменов, которые должны быть неуязвимыми. Ему платят деньги, как они говорили, в том числе и за то, чтобы он прилагал усилия каким угодно путем, чтобы эти спортсмены не попадались. Он рассказывал, что сотрудничал с органами – это была одна из причин, почему я с ним решил потихонечку прекращать общение, потому что если человек подписался, то он может и дальше пойти, и неизвестно, как все будет развиваться.
– То есть вы не хотели общаться с человеком, сотрудничающим с ФСБ?
– Если честно, то не хотел. Я ему прямо не сказал, но стал ему реже звонить, старался как-то минимизировать общение. Вообще он настроен был очень патриотически, мама у него работала врачом в Кремлевской больнице. Я даже когда еще в студенческие времена к ним в гости приходил и начинал какие-то «неправильные» вещи говорить, он меня все время просил, чтобы я маму не расстраивал.
– Теперь, как говорит автор «Идентификации Родченкова», он стал главным врагом России. И многие сейчас так его называют. Как вы объясняете его поведение – это связано с его непатриотизмом или это настоящий патриотизм?
– Он очень часто любил всякие ассоциации, которые связаны были с собаками: «вилять хвостом», «высунув язык», «лаять», «тявкать», я тоже такими же словами скажу, что он как верный пес служил верой и правдой своему хозяину, а когда этому псу оставалось два года до пенсии, хозяин его решил отправить на живодерню. Естественно, от такого вероломства он был в некотором замешательстве, а потом решил отомстить. Я думаю, так.
– Главный вопрос в фильме «Идентификация Родченкова» не задан: а правда ли то, что он говорит о государственной программе допинга? Правда ли, что чемпионы оказались липовыми и их моча заменялась прямо в Олимпийской деревне?
– Конечно, он относительно этого говорит правду. Эта программа существовала еще задолго до сочинской Олимпиады. Еще в советское время, я помню, он рассказывал, как ездил на летнюю Олимпиаду в Корею, проверял наших спортсменов на наличие допинга, и если там что-то находили, то их под разными предлогами не пускали на соревнования, заболел или еще что-то в этом роде. Я думаю, половина золотых медалей, которые были выиграны на Олимпиаде в Сочи, – это его заслуга. Конечно, он столько всего хорошего сделал для страны, всегда был патриотом, и вдруг с ним так поступили. Я считаю, что у него есть все основания обижаться и предпринимать ответные действия.
– В фильм не вошли ваши слова о роли Мутко в допинговой программе. Что вы говорили?
Мы с Григорием обсуждали, что на него оказывают давление Мутко, Нагорных, они дали список спортсменов. Я не знаю, как там именно это все было технически решено, но, по крайней мере, список был от них. Эти спортсмены должны быть неуязвимыми, нужно было делать что угодно, чтобы они не были изобличены в использовании допинга.
– То есть задолго до того, как он рассказал все американским журналистам, он рассказывал это вам?
– Да, я думаю, что это было лет 7–8 назад. Так что я не удивлен.
– Авторы фильма «Идентификация Родченкова» пытаются доказать, что он психически нездоров. Замечали ли вы признаки душевного расстройства? И что вы думаете о версии, что его эксцентричность перешла в болезнь?
– Он был действительно эксцентричный человек, но это никакое не душевное расстройство, такой склад характера у него был. Я понимаю, что очень удобно было бы все свалить на то, что он был душевнобольной, что с дурачка возьмешь. Но на самом деле это, конечно, не так.
– Мы говорим сейчас о нем в прошедшем времени, но он живет в Америке и обещает новые разоблачения. С вашей точки зрения, он правильно делает, что рассказывает обо всей грязи, которая существует в российском спорте?
– Мне неприятно, что из него пытаются сделать главного виновного. Ему самому не нравилось, что ему приходилось такими грязными методами работать. Вместо того чтобы совершенствоваться в изобличении этих запрещенных препаратов, ему приходилось придумывать новые методы, как скрыться от разоблачения этих препаратов. Сложно сказать, конечно, насколько правильно он поступает, он далеко зашел в этом, многие невинные люди пострадали. Но нужно принять во внимание, что многие иностранные спортсмены ехали на Олимпиаду в Сочи с надеждами, готовились к ней, были гостями этой Олимпиады. С гостями так нехорошо поступать: обмануть и лишить наград. Тем более паралимпиада была: с инвалидами так поступать совсем нехорошо.
– Что он вам рассказывал о своем сотрудничестве с ФСБ?
– Что был вынужден подписать документы о том, что он будет сотрудником. Даже кличка у него была, фамилия известного бегуна. Мы с ним выпивали у меня дома, он мне в нетрезвом виде об этом признался. Потом уже на эту тему мы с ним не заговаривали.
– Но вас это шокировало?
– Да, меня это шокировало. Я, конечно, был удивлен.
– Он говорит, что по заданию ФСБ менял пробы мочи во время Олимпиады. Так что это продолжение его сотрудничества…
– Конечно, это явно была не инициатива самого Родченкова, а его заставили. Сейчас пытаются на него списать всю вину, сделать его крайним: все остальные хорошие, один только Родченков плохой. Конечно, это его друзьям не очень приятно. Я с Давыдовым разговаривал на эту тему, который тоже снимался в этом фильме, и Давыдов тоже сказал, что когда с ним интервью записывали, он очень много хорошего говорил про Родченкова, практически ничего в фильм не вошло.
– Что бы вы сказали тем, кто считает, что Родченков – главный враг России, что из-за него страдают спортсмены сейчас в Корее, что он корыстный злодей, который придумывает небылицы для того, чтобы оскорбить родину и получить миллионы долларов?
– Его называют предателем – это уже говорит о том, что он говорит правду. Если бы он говорил неправду, тогда бы он был не предатель, а клеветник. Конечно, считать его главным врагом никак нельзя. Человек, который всю жизнь болел за российский спорт, не может взять и в одно мгновенье стать врагом. Я думаю, что у него другие мотивы.
https://www.svoboda.org/a/29039787.html
Chechenews.com
15.02.18.