Князь Барятинский был в числе немногих, кто пытался гарантировать хоть какие-то порядки после колонизации Чечни.
На днях в России вспоминали князя Александра Ивановича Барятинского. Со дня его смерти 10 марта 1879 г. прошло 138 лет. В российской историографии имя Барятинского связано с героизмом на фронтах и Рюриком, к которому он якобы имел отношение.
Барятинский родился в 1815 года году в имении Ивановское Курской губернии. Имел возможность заняться науками или политикой (происхождение позволяло), но выбрал военную карьеру.
Первый раз на Кавказ его отправил лично император Николай I в 1835 году. Тогда он в составе Кабардинского егерского полка принимал участие в боевых действиях против закубанских черкесов.
Еще через двадцать лет (в 1856 году) Барятинский приехал уже в качестве наместника русского императора Александра II на Кавказе и главнокомандующего Отдельным Кавказским Корпусом (позже преобразован в армию).
В мае 1859 года была занята Чечня. Для этого ему понадобилось перебросить дополнительные воинские части, освободившиеся после заключения мирного договора по итогам Крымской войны (1853-1856 гг.). В разрушенной войной Чечне численность населения почти совпадала с количеством введенных Россией войск. После завоевания Чечни пал Дагестан. Барятинский занял последний оплот Шамиля в горном Дагестане — аул Гуниб, пленив при этом и самого имама.
За победу над имамом Шамилем князь Барятинский был произведен императором в генерал-фельдмаршалы. После Чечни и Дагестана для покорения всего Северо-Западного Кавказа понадобилось четыре года, но война уже шла без него. А он решил уйти на отдых и подлечиться, считая задачу покорения неподвластных народов выполненной.
Официальной версией ухода Барятинского с Кавказа была подагра, однако, по мнению известного московского исследователя Вадима Муханова, нельзя забывать о его громких амурных отношениях с замужними женщинами из аристократических кругов Тифлиса. И отъезд по болезни мог быть лишь поводом, чтобы избежать скандала.
Князь Барятинский был в числе немногих, кто пытался гарантировать хоть какие-то порядки после колонизации Чечни. В чеченской истории он остается не только как завоеватель, но и как автор прокламации от имени российского императора.
В известном обращении к чеченскому народу разъясняются права и обязанности чеченцев. Прокламация была публично озвучена, но так и не появилась в перечне государственных актов, поэтому не была взята за основу для выполнения Российским государством.
Неудивительно, что многое из того, что было обещано в этом документе, так и осталось на бумаге.
Прокламация к чеченскому народу
При окончательном покорении Чечни и Дагестана я объявил уже вам изустно, что Император Всероссийский в бесконечной милости своей, великодушно даровал прощение чеченскому народу за все враждебные его действия против нас в продолжение более 20 лет, за пролитую кровь Русских, за вред и убытки, причиненные нам во время войны.
Подтверждаю ныне письменно мои слова и объявляю снова, что все случившееся в продолжение этой бедственной для народа войны должно быть забыто навсегда. Отныне Его Императорского Величество, распространяя на вас Свою благость и попечения, наравне с другими своими подданными, дарует вам следующие милости:
Каждый из вас может свободно отправлять свою веру, и никто не будет вам препятствовать исполнять обряды ее.
От вас никогда не будут требовать рекрут и никогда не обратят вас в казаков.
Все земли и леса на плоскости, где жил чеченский народ до возмущения 1839 года, будут отданы вам в вечное владение, исключая тех, которые заняты под укрепления с принадлежащими к ним покосными местами; эти земли навсегда остаются собственностью казны. Те же земли и леса в горной полосе, которыми народ до возмущения не пользовался и откуда вышел при нынешней покорности, останутся в запасе в распоряжении Правительства; но на них не предлагается поселять ни казачьих станиц, ни чеченских аулов.
Вам отведутся земли на каждый аул соразмерно числу жителей и каждому аулу будет дан акт и план на вечное владение землей.
Земли, подаренные Правительством, и те из не занятых никем земель, которые впредь могут быть одарены частным лицам за заслуги, останутся навсегда неотъемлемой их собственностью.
Правители, поставленные над вами, будут управлять вами по адату и шариату, а суд и расправа будут отправляться в народных судах, составленных из лучших людей, которые будут избираемы вами и назначаемы в должности с согласия ваших начальников.
Снисходя к бедному положению народа, потерпевшего от разорения войной, Правительство освобождает вас от взноса податей на пять лет, с тем, чтобы вы в течение этого времени устроили свое хозяйство, отдохнули и вообще поправились в домашнем быту. По истечении же льготного срока (т. е. пять лет) вы обязываетесь уплачивать подать с каждого дыма по рублю.
На первое же время вам предстоит только назначать содержание вашим аульным старшинам и другим должностным лицам в аулах в таком размере, какой вы сами признаете справедливым по вашему общему совещанию, в вознаграждение за службу их вашему обществу.
Точно так же в течение пяти лет мы освобождаем вас от обязанности выставлять милицию, вы будете только назначать людей для рассылки бумаг и приказаний и для караула при арестантах в аулах и в дороге. Когда же пройдут льготные лета, то вместо назначения людей, каждый раз по особому требованию, вы обязываетесь выставлять в постоянное распоряжение ваших начальников не более как по одному конновооруженному человеку с каждых 100 сажен, на полном содержании обществ, наймом или по очереди, как вы сами найдете для себя, по общему совещанию, лучшим. Эти люди будут постоянно находиться при ваших начальниках для рассылок, для караулов при арестантах и для поддержания порядка и спокойствия в крае.
Объявляя вам эти милости, я желаю, чтобы вы воспользовались спокойною жизнью, отныне все силы наши, которые столько лет тратили на разоряющую вас войну, обратите к мирным занятиям, как-то: к разработке полей, к ремеслам и торговле.
Каждому из вас, кто пожелает, можно будет заниматься ремеслами и торговлей на общих основаниях, предоставленных для всех подданных Русского Императора; вам теперь открыт путь во все места за Сунжу и Терек, где вы найдете для себя промысел, для произведений ваших сбыт.
В стране вашей войска разрабатывают дороги, по которым вам будет легко провозить все, что вы отправите для продажи. Вы скоро сами убедитесь в пользе для вас этих дорог; но, чтобы они всегда были полезны, надобно поправлять их, чинить мосты и не давать зарастать лесам, вырубленным войсками; это будет лежать на вашей обязанности.
Повинуйтесь назначенным над вами начальникам; преследуйте, ловите и выдавайте преступников и беглых, не скрывая их ни под каким предлогом, и назначайте от себя по очереди людей для того, чтобы караулить их в аулах и отводить их в другие места, по назначению начальников. Это главное, что мы от вас требуем для вашего же собственного спокойствия. Никто лучше вас самих не может знать тех людей, живущих между вами, которые любят разбой и грабеж, и никто лучше вас не может узнать о прибытии в край таких людей из других мест; а потому мы возложим ответственность за убийство и грабежи на те аульные общества, на земле которых они будут случаться.
При прохождении войск через ваши земли мы будем иметь надобность в подводах от жителей. Число этих подвод будет назначаться главными начальниками, сколько возможно без обременения для вас, и за каждую подводу, сверх положенного для войск по закону числа оных, вам будет выдаваться от казны определенная плата. Справедливое распределение подвод между жителями по очереди будет возложено на сами общества, под наблюдением наибов, и правильность распределения будет поверяться народным судом.
Для сохранения лесов от истребления должно назначить в каждом ауле особые лесные участки и запретить порубку их без дозволения общества. В тех лесах, в которых рубка будет производиться свободно, должно установить денежный сбор по приговору народного суда, для того чтобы собранные деньги употреблять на содержание школ и на пособие бедным, пострадавшим от пожара или других несчастных случаев. Деньги эти будут храниться в народном суде и за правильным их употреблением будет учрежден надзор.
Вот все, что вы обязаны будете исполнять; и ничего более того, о чем я вам теперь объявляю, от вас требовать не будем. Не имейте более никаких опасений и сомнений на счет вашей будущности. Вы отныне должны быть убеждены, что ваша вера, ваша собственность и ваши обычаи остаются неприкосновенными. Один только обычай кровомщения, как противный Богу и наносящий неисправимый вред лицам, должен быть уничтожен между вами. Каждый из вас, совершивший убийство вследствие канлы, будет судим по русским законам и подвергнут наказанию по определению суда.
Вы скоро сами поймете пользу уничтожения этого дикого обычая, и когда увидите, что Правительство твердо охраняет ваше спокойствие, станете просить сами об изменении некоторых и других обычаев ваших, не сообразных с настоящим положением вашим.
Сельские муллы и кадии обязываются прочесть это объявление при мечетях столько раз в дни джумы, чтобы оно сделалось известным всему народу, и верно объяснить содержание его на местном языке.
При этом предваряю, что если бы за сим явились между вами злонамеренные люди, которые стали бы тревожить народ ложными и превратными толками, то они подвергнутся самому строгому наказанию, без малейшей пощады.
Главнокомандующий Кавказскою армией и
Наместник Кавказский,
Генерал-Фельдмаршал А.И. Барятинский
25 октября 1860 г.
Крепость Грозная.
источник: РГ ВИА. Ф. 23. Оп. 1. Д. 398. Л. 76 -77об
Chechenews.com
14.03.17.