В экспозицию музея самопровозглашенной Абхазии о героях этого региона включили портрет ичкерийского полевого командира Шамиля Басаева.
В начале 1990-х он воевал здесь против грузинской армии, а затем стал одной из ключевых фигур войн за независимость Ичкерии и организатором ряда терактов на территории России.
Почему в Абхазии чтят память человека, провозглашенного в России «террористом №1», и как к этому отнеслись кремлевские пропагандисты – в материале сайта Кавказ.Реалии.
Шамиль Басаев в 1991–1992 годах участвовал в конфликте в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана. В августе 1992 года со своим отрядом отправился в Абхазию, где воевал против Грузии в составе “Конфедерации горских народов Кавказа”. Здесь он стал командующим Гагрским фронтом, а затем замминистра обороны Абхазии.
Басаев – один из лидеров борьбы за независимую Ичкерию. Во время первой войны против федеральных войск (1994–1996 годы) занял пост председателя правительства Ичкерии, во второй (активная фаза в 1999–2000 годах) – вице-президента.
Басаев организовал ряд терактов на территории России, в том числе захват больницы в Буденновске (1995 год), нападение на театральный центр на Дубровке (2002) и захват школы в Беслане (2004). В начале 2000-х его включили в консолидированный список международных террористов ООН, национальные списки России, США и Евросоюза. Он был убит в 2006 году в результате подрыва грузовика в Ингушетии.
Первым на появление портрета Басаева в музее в Сухуми обратил внимание российский пропагандистский телеграм-канал Hard Blog. Его автор заявил, что «никакие былые заслуги Басаева не могут служить оправданием абхазской стороне».
В экспозицию музея, которая посвящена героям самопровозглашенной республики, включили портреты пяти человек. Помимо Басаева, это чеченский военный командир и участник движения за независимость Ичкерии Хамзат Ханкаров, в прошлом министр обороны Абхазии и секретарь Совбеза Мухамед Килба, комбат Джамал Чирикбая и Ибрагим Яганов – глава ассоциации «Свободная Черкесия», признанный в России «иноагентом« и обвиненный в поддержке терроризма из-за призыва воевать за Украину.
После того как сообщение разошлось в федеральных СМИ, сотрудники посольства России в Абхазии обратились в музей из-за недопустимости демонстрации портрета Басаева. Зал со скандальным снимком временно закрыли, но отказались убрать портрет без решения суда или лишения чеченского командира звания героя Абхазии – такую медаль он получил во время грузино-абхазского конфликта. «Он – часть нашей истории. Мы сами не будем снимать его фото», – заявил представитель учреждения.
Вслед за каналом Hard Blog фото Басаева в музее прокомментировали и другие пропагандистские и Z-ресурсы. Одни решили, что это «открытый вызов» и проявление русофобии со стороны Абхазии, другие предложили лишить гражданства и пенсий всех жителей республики, кроме семей участников «СВО» – так в России официально называют полномасштабную войну против Украины.
Известный скандальными заявлениями депутат Госдумы Константин Затулин прокомментировал новость более примирительно: он считает фото чеченского командира «головотяпством» и «грубым просчетом» формировавших выставку сотрудников. Политик заявил, что связался с министром иностранных дел Абхазии Сергеем Шамба, который уже отчитался о «принятых мерах».
«Как только руководство Абхазии потребовало эту фотографию снять, моментально появились защитники, которые выступили за то, чтобы оставить фотографию Басаева. Это те люди из оппозиции, которые в своей борьбе с властями Абхазии вступили на путь создания негативного фона в абхазо-российских отношениях», – считает Затулин.
Российский политолог, попросивший не указывать его имени, в разговоре с сайтом Кавказ.Реалии обратил внимание на пренебрежительное, имперское отношение большинства комментаторов к самой Абхазии.
«Никаких иллюзий по поводу экономической независимости Абхазии нет. Но в стране крайне непростые политические процессы, которые не всегда контролируются Кремлем. Президенты Анкваб и Хаджимба ушли в отставку, в будущем году очередные президентские выборы.
Мы видим, что ряд продавливаемых Москвой инициатив руководство Абхазии отвергает, отношения между странами достаточно прохладны. При этом любая имперская риторика, тыканье Абхазии в зависимость от России болезненно задевает национальные чувства народа», – указывает эксперт.
Примером охлаждения отношений политолог назвал сопротивление властей Абхазии в принятии такого не самого принципиального вопроса, как взаимное исполнение странами решений по экономическим делам. России пришлось пойти на открытый шантаж, приостановив социальные выплаты для учителей, врачей и силовиков, а также пригрозить продажей электроэнергии по коммерческой цене, чтобы в республике согласились ратифицировать это соглашение.
«Конфликт начала 1990-х в Абхазии называют Отечественной войной. Вычеркивание из ее истории Шамиля Басаева вызовет возмущение жителей, особенно ветеранов тех героизированных в общественном сознании событий. Это все равно что, предположим, развенчать образы Жукова или Рокоссовского применительно к Великой Отечественной», – заключил собеседник.
«Массовые» герои
Ибрагим Яганов, чей портрет висит в сухумском музее рядом с фото Басаева, в разговоре с сайтом Кавказ.Реалии напомнил: после окончания войны с Грузией многих родившихся в республике мальчиков называли Шамилями в честь чеченского командира.
«Тогда герои войны были в почете и уважении. Особенно те, кто, не являясь абхазами по крови, пришел к ним на помощь. Со временем политика переформатировалась на Россию, участие в войне добровольцев с Северного Кавказа стало замалчиваться.
Звание «герой Абхазии» целенаправленно нивелировалось, когда его стали раздавать направо и налево, чтобы не помнили настоящих героев. Сегодня число награжденных идет на многие сотни», – рассуждает черкесский общественный деятель.
В последнее время, когда руководство Грузии – главного оппонента независимости Абхазии – все чаще занимает пророссийскую позицию, произошла парадоксальная ситуация. В Тбилиси, несмотря на протесты, приняли пророссийский закон об «иноагентах», а в Абхазии стали в жесткую позицию и не приняли его, приводит пример Яганов.
«Получается, они поменялись местами в отношениях с Москвой. Насколько мне известно, портреты Басаева и других героев были сняты, но некоторое время назад вернулись в экспозицию. Потому что перед Абхазией снова нависла угроза, теперь со стороны требующего полного подчинения Кремля. Обратите внимание, как поменялась риторика государственных российских СМИ по отношению к республике», – продолжает спикер.
Говоря о возможном развитии ситуации, Яганов подчеркивает – это зависит от Москвы. В связи с войной в Украине ресурсы России сильно ограничены, при этом в Абхазии растут антироссийские настроения. По мнению собеседника, для сохранения потенциальной самостоятельности и государственности Абхазия должна самостоятельно вести диалог с Грузией без посредничества России, опека которой довлеет над республикой.
Хусейн Исханов, глава культурного центра «Ичкерия» в Вене, бывший адъютант президента Ичкерии Аслана Масхадова, считает, что на Басаева навешаны «несправедливые ярлыки пропаганды»
«Я лично участвовал в разборе завалов взорванного российскими ракетами дома двоюродного брата Шамиля в селе Ведено, где в подвале прятались его родственники. Федералы целенаправленно пустили ракеты в этот дом. Тогда мы достали, по-моему, тринадцать тел погибших. Именно Россия, ее агрессия по отношению к чеченцам, сделала из просто человека того, из кого пропаганда слепила образ террориста», – утверждает Исханов.
Осенью 1993 года завершилась самая кровопролитная часть грузино-абхазского конфликта – сепаратистам удалось установить контроль почти над всей территорией Абхазии, а жившим там грузинским семьям пришлось спасаться бегством. Годом раньше подобное случилось в Южной Осетии. После пятидневной российско-грузинской войны в августе 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Мировое сообщество считает их частью Грузии. В грузинском обществе обе самопровозглашенные республики все эти годы считаются оккупированными.
За чуть более года войны 1992–1993 годов, по разным данным, погибло 16 тысяч человек, из них 10 тысяч этнических грузин, более 2 тысяч считаются пропавшими без вести, а около 300 тысяч человек стали вынужденными переселенцами. Спустя 30 лет после окончания войны большинство семей беженцев остаются без собственного жилья.
*В статье могут быть указаны топонимы, используемые в самопровозглашенной Абхазии
- Суд в Ростове-на-Дону вынес приговор двум предполагаемым участникам группы ичкерийского командира Шамиля Басаева по делу о теракте в Чечне в 2005 году. Ибрагим Донашев получил 25 лет лишения свободы, Нажмудин Дудиев – 24 года. Они будут отбывать наказание в колониях строгого режима.
- Российские правоохранительные органы спустя десятилетия заявляют о задержаниях тех, кого они обвиняют в причастности к отряду Басаева, чаще всего речь идет о предполагаемых участниках нападения на роту псковских десантников. Число привлеченных к ответственности по этому делу уже превысило количество ичкерийцев, которые участвовали в том бою, указывал правозащитник Александр Черкасов. По одной из версий, десантники могли погибнуть из-за огня со стороны своих же.
Chechenews.com
27/09/24