Иногда мне кажется, что я уже тысячу лет пребываю на этой земле. Сейчас в моем подвале полумрак, наверное, такой же, как у Диогена в бочке. Полумрак и тишина.
И вдруг тишина буквально взрывается завораживающим голосом Женщины. Женщины-матери чеченского народа. Матери и дочери древнейшего кавказского народа Нохчи.
Это голос Бирлант Рамзаевой, народной артистки Чеченской Республики Ичкерия. Вслушиваюсь в тембр, в звучание ее голоса, пытаюсь постичь тайну звуков и слов, заставляю себя сдержать эмоции и, как могу, стараюсь, чтобы не увлажнились глаза, ибо я мужчина и не имею права допускать, чтобы глаза мои увлажнились.
Хотя, если сказать прямо и откровенно, о каком таком праве может идти речь, когда в твою душу вливается дарованный Богом голос Бирлант Рамзаевой. Нет, и не может быть такого права!
В далекой юности мне запали в душу слова поэта: «Плачу и рыдаю».
Нет, сейчас, слушая Бирлант, ее, многократно повторюсь, дарованный Богом голос, я не плачу и не рыдаю. Я сжимаю кулаки и думаю: сколько же нечисти и жестокости в этом чудовищно несправедливом и извращенном мире.
Маккала Сабдуллаева, поэта и драматурга, мужа Бирлант оккупантская нечисть не убила, не расстреляла, не повесила, а бросила на съедение собакам-людоедам. И просвещенный наш мир не дрогнул, не возопил, не оскорбился.
Этим самым оккупантская нечисть хотела оборвать голос Бирлант, задушить голос Чечении. А она как пела своим завораживающим голосом, так и поет. Поет в память о своем супруге Маккале, в верность своей Отчизне, в преданность своему народу.
В моем подвале звучит компакт-диск, изданный недавно в Тбилиси. И вслед за Бирлант я беззвучно повторяю слова:
Отчизна объята пожаром,
Нарушены детские сны,
Вставайте, гвардейцы Джохара,
Бессмертные наши сыны.
Трусливые в мире народы
Закрыли глаза, мы — одни,
Вставайте, гвардейцы свободы,
Бессмертные наши сыны.
Имперская злая армада —
В столице свободной страны.
Вставайте гвардейцы джихада,
Бессмертные наши сыны!
А потом, как зловещая ирония судьбы, всплывает Евгений Евтушенко с его знаменитыми в советские времена стихами «Хотят ли русские войны».
Бирлант не утверждает, а доказывает своим исходящим из глубины души голосом: «Да, хотят». Доказывает, что нечисть не умещается в своих рамках, а расползается окрест, как чума.
Бирлант поет:
Хотят ли русские войны —
Спросите у сынов Чечни,
Спросите вы у матерей,
У искалеченных детей,
Спросите вы у тех солдат,
Что без могил в Чечне лежат,
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Хотят ли русские войны
С народом маленькой страны —
Спросите вы у тех юнцов,
Под танк бросавшихся лицом,
Спросите вы у той земли,
За что ее в огне сожгли —
И вы тогда понять должны,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Дрожь не по телу. Дрожь в самых глубинах души. И эта дрожь священна. Горы ближе к Небу. Горцы Кавказа с их обоженной душой ближе к Богу. А значит, никакой нечисти не дано покорить их. Именно это я слышу в голосе Бирлант Рамзаевой. Да услышит ее каждый истинный сын Кавказа.
Отар Чехеладзе, 26.06.04г.
Chechenews.com
23.03.18.