Наше исследование позволило нам найти некоторые подсказки и обнаружить заметные разногласия между поколениями.
В Белоруссии продолжаются волнения, начавшиеся 9 августа, когда 65-летний лидер страны Александр Лукашенко, занимавший этот пост в течение 26 лет, объявил о том, что он одержал победу на президентских выборах, набрав более 80% голосов.
37-летняя Светлана Тихановская, принявшая участие в выборах в качестве кандидата от оппозиции, оспорила результаты подсчета голосов, и тысячи белорусов вышли на улицы, чтобы продемонстрировать свой протест против фальсификации результатов выборов. Евросоюз и Соединенные Штаты тоже выразили беспокойство по поводу того, что выборы в Белоруссии «не были свободными и справедливыми».
Полиция и службы безопасности повели себя крайне жестко в отношении протестующих: тысячи людей были арестованы и избиты. Но вместо того, чтобы притушить протесты, такая агрессивная реакция властей привела к усилению сопротивления. 16 августа демонстрация против режима Лукашенко стала самой массовой акцией протеста в истории независимой Белоруссии. Несмотря на то, что забастовки и протесты против его режима продолжаются, Лукашенко обещает остаться во власти.
Чтобы понять, что именно происходит, имеет смысл сначала разобраться, каких убеждений придерживается народ в Белоруссии. Результаты репрезентативного опроса, который мы провели в Белоруссии в начале 2020 года, то есть еще до пандемии коронавируса, позволили нам сделать несколько важных выводов. Вот что мы узнали.
Респонденты отвечали, что Белоруссия движется в неверном направлении
Незначительное большинство респондентов (51,8%) считали, что ситуация в Белоруссии развивалась в неверном направлении (17,5% опрошенных ответили, что они «не знают»). Мы попросили респондентов назвать три самые серьезные проблемы, стоящие перед этой страной. Все эти проблемы оказались экономического характера. Более 60% респондентов назвали главными своими проблемами рост цен и инфляцию, за которыми следовали низкие зарплаты и безработица.
В рамках своего опроса мы не могли задать респондентам прямой вопрос о том, что они думают о Лукашенко. Учитывая деликатность этой темы и вероятную недостоверность результатов, связанную с возможными страхами респондентов перед властями, мы решили использовать метод списочного эксперимента, чтобы оценить уровень популярности президента. Результаты нашего эксперимента показали, что только треть респондентов относились к Лукашенко с одобрением.
Ностальгия по советским временам все еще сильна, но по мере старения населения она постепенно ослабевает
С Россией Белоруссию — бывшую республику Советского Союза — объединяют тесные связи и граница длиной в 1240 километров. Лукашенко долгое время культивировал ностальгию по советским временам в качестве идеологии легитимизации. Результаты нашего исследования доказывают это, но одновременно демонстрируют, что советское прошлое постепенно теряет свою значимость для более молодого поколения белорусов. В Белоруссии большинство респондентов считают, что развал Советского Союза, произошедший почти 30 лет назад, был ошибкой.
Тем не менее, на вопрос о том, какая политическая система является лучшей, только 31,9% респондентов ответили, что советская. Почти столько же респондентов (31,8%) назвали демократическую политическую систему западного образца. Только 14,5% назвали лучшей нынешнюю политическую систему Белоруссии, а 13,9% — нынешнюю политическую систему России. Что важнее всего, 52% респондентов в возрасте от 18 о 40 лет считают лучшей западную демократическую систему, а 56% опрошенных в возрасте от 60 лет и старше предпочитают советскую систему.
Вот как белорусы видят свое место между Россией и Западом
Мы попросили респондентов указать, в какой точке находится их страна на пронумерованной шкале, где Запад — это ноль, а Россия — 10. Затем мы попросили респондентов указать, в какой точке на этой шкале им хотелось бы видеть свою страну.
В целом в начале 2020 года белорусы были довольны тем, что их страна занимает слегка пророссийскую геополитическую позицию. Медианное значение (7) на шкале не меняется, если сравнивать воспринимаемое положение страны (то есть ту точку, в которой, по мнению респондентов, Белоруссия находится) и предпочтительное положение (где респонденты предпочли бы ее видеть). Хотя некоторые респонденты предпочли бы в большей степени приблизить ее к Западу, примерно столько же прошенных считают, что ей необходимо больше сблизиться с Россией. Однако эти цифры не демонстрируют нам разрыв между поколениями. В группе респондентов в возрасте от 18 о 40 лет 50,4% опрошенных хотят, чтобы их страна больше сблизилась с Западом, и только 23,3% предпочли бы сближение с Россией. Но среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше за сближение с Западом выступают только 14,7%, тогда как 62% хотят более тесных геополитических связей с Россией.
Белорусы хотят поддерживать хорошие отношения с Западом
Лукашенко распространяет мрачные теории заговора, делая заявления, вроде «НАТО уже у наших ворот». Таким образом, он, очевидно, пытается запугать белорусов и повторно легитимизировать себя в глазах России. Но его режим долгое время культивировал хорошие отношения с Западом, а в феврале Лукашенко принял у себя в Минске госсекретаря США Майка Помпео (Mike Pompeo). Более 63% респондентов выступают за установления полноценных дипломатических отношений с Соединенными Штатами.
Почти половина респондентов считают необходимым поддерживать хорошие отношения с НАТО, хотя большинство опрошенных не хотят, чтобы Белоруссия вступила в этот альянс. Более трех четвертей опрошенных согласились с тем, что их стране необходимо сохранять нейтралитет и не вступать ни в какие военные альянсы. Только трое из 10 респондентов считают западную культуру угрозой.
Для белорусов украинская революция 2014 года не является источником вдохновения
Лукашенко обвинил своих оппонентов в том, что те являются агентами иностранных «кукловодов», замышляющих против него «революцию Майдана» (речь идет об украинской революции 2014 года). Но фактов, которые подтверждали бы эту точку зрения, нет. В ходе нашего исследования мы спросили белорусов, согласны ли они с утверждением, что украинская революция Евромайдана стала для Украины положительным событием. Почти две трети респондентов не согласились с этим утверждением.
Другими словами, протесты на Майдане 2014 года, имевшие выраженный прозападный уклон, не стали для белорусов источником вдохновения. Вместо этого сценарий, разворачивающийся в Белоруссии, отражает недовольство, которые белорусы испытывают по отношению к 26-летнему диктаторскому правлению Лукашенко.
Результаты нашего исследования во многом совпали с результатами научных исследований, которые ранее проводились в Белоруссии. Для белорусов характерна собственная самобытная идентичность, а также выраженные разногласия — в первую очередь между представителями разных поколений — в восприятии прошлого, настоящего и будущего. Белоруссия не является ни чьим клиентским государством. Хотя она сохраняет тесные культурные связи с Россией, она также остается открытой для отношений с Западом, не стремясь, однако, вступать в НАТО. Недовольство нарастало в течение некоторого времени, и в конце концов народ выступил против режима Лукашенко. Ответа на вопрос, что будет дальше, пока нет.
Chechenews.com
23.08.2020.