Когда я недавно был в доме Томаса Джефферсона в Вирджинии, я вновь подумал о том, что же делает Америку самым большим источником вдохновения в мире:
Это оптимистичная страна — поскольку, согласно известному высказыванию Джефферсона, написавшего Декларацию независимости в 1776 году и ставшего третьим президентом страны в 1801, «все люди созданы равными» и «каждый имеет право на стремление к счастью». Именно эти две потрясающие идеи и определяют сущность американцев.
Джефферсон, я считаю, был самым великим американским лидером — более великим, чем Вашингтон и Линкольн, потому что он дал своей стране веру в прогресс. В то, что завтра будет лучше, чем сегодня. Что самые лучшие времена у страны впереди.
Америка пронизана оптимизмом и позитивизмом. Задумайтесь над каноническими словами, которые Билл Клинтон произнес, когда его приводили к присяге как президент в 1993 году: «В Америке нет ничего неправильного, что нельзя было бы исправить на то, что в Америке является правильным».
Даже в мрачные моменты, когда США сильно ошибались, — Вьетнам, Уотергейт, Ирак — я всегда вспоминал о вере Джефферсона в прогресс и о том, что величайшие державы мира будут учиться на американских ошибках. И все неудачи будут использованы для того, чтобы с новыми силами двинуться дальше.
В этом году я впервые испытываю пессимизм, когда смотрю на США. Я просто не могу узнать страну, которую считаю своей второй родиной — потому что та огромная поддержка, которую получает Дональд Трамп со всем тем негативом, который он несет, неестественна:
Трамп говорит, что все не так. Он поносит все, что сделало это страну богатейшей на земном шаре, — иммиграцию, открытые рынки, моральное лидерство. Он издевается над меньшинствами — религиозными, этническими, инвалидами — и он ведет себя просто-напросто как настоящий хулиган по отношению к своим противникам.
Однако он вполне может стать кандидатом в президенты от республиканцев. Для того, чтобы этому помешать, нужен путч. На днях Трамп получил почти 60% голосов на праймериз в пяти штатах. И поэтому человек, который, по моему мнению, ближе к фашистам, чем кто-либо другой, — это серьезно.
Логика говорит сейчас о том, что Трамп проиграет в прямой конфронтации с Хиллари Клинтон, которая станет кандидатом демократов, но я полагаю, что вся логика уже давно утратила силу. Ведь в то, что его могут выдвинуть кандидатом, не верил никто. А сейчас, как говорится, все ставки сделаны.
Давайте на секунду додумаем это до конца. Представим себе, что Трамп станет президентом. И каким же проснется мир, когда он «вступит в должность» в январе 2017. В лучшем случае, по моему мнению, это будет хаос невиданных размеров.
Тлеющие торговые войны с Китаем и Мексикой. Нестабильность в Европе, потому что Трамп хочет ослабить НАТО. Конфронтация с Ираном. Депортация миллионов иммигрантов из США. Ограничение свободы слова. Большое падение фондовых индексов на земном шаре. Рецессия.
Преувеличиваю? К сожалению, нет. Как сказал Мэтт Континетти (Matt Continetti), лишенный иллюзий консервативный редактор, с которым я недавно встречался в Вашингтоне, «Трамп — просто ненормальный, он совершенно не годится в президенты, это худший вариант из тех, которые только можно себе представить!»
Большой вопрос, переживут ли США президентство Трампа? Будет ли конституционный кризис, если — чего следует ожидать — солдаты, а также офицеры откажутся исполнять его требования пытать военнопленных и забивать членов семьи террористов? Вполне возможно.
А что он предлагает в Европе? Сможем ли мы сдержать Владимира Путина, если Трамп откажется вмешиваться? Сможем ли мы участвовать в войне против Исламского государства, возглавляемой США, если пренебрежение Женевской конвенцией станет нормой? Что нам делать?
Сейчас остается надеяться на то, что Уинстон Черчилль снова окажется прав. Потому что он однажды сказал, что мы можем быть уверены в том, что «США всегда в конце концов находят единственно верное решение. После того, как перепробуют все остальные». Давайте искренне надеяться, что такой кошмар, как Трамп, никогда не станет реальностью.
Источник: Jyllands-Posten, Дания
04.05.16.