Нападающий сборной Египта и лучший футболист минувшего сезона в английской Премьер-лиге (32 гола в 36 матчах) Мохамед Салах приехал в столицу Чечни Грозный, где его команда будет базироваться во время чемпионата мира по футболу.
На следующий день, 11 июня, интернет облетели снимки Салаха в компании двух самых влиятельных людей в Чечне и фигурантов американского санкционного списка – президента республики Рамзана Кадырова и его «правой руки», председателя чеченского парламента Магомеда Даудова, также известного по кличке Лорд (подробнее о роли Даудова в чеченской политике, преследовании чеченских правозащитников и представителей ЛГБТ-сообщества можно почитать, например, здесь).
Во вторник журналистам удалось выяснить, как Салах появился на стадионе в компании чеченских руководителей: оказывается, он не собирался из-за травмы посещать тренировку своей команды, но его буквально заставил это сделать сам Рамзан Кадыров.
Как пишет газета The New York Times, глава Чечни был очень расстроен, когда приехал в воскресенье вечером на тренировку сборной Египта и не увидел на ней Салаха. Кадыров уехал с тренировки, но вскоре вернулся в сопровождении главной звезды египетского футбола. Как рассказал The New York Times советник Рамзана Кадырова Турко Даудов, чеченский лидер лично отправился в отель, где живет египетская команда. Салах в этот момент спал у себя в номере, по просьбе Кадырова его разбудили и на личной машине президента республики доставили на стадион.
Международные правозащитные организации продолжают критиковать Кадырова за преследование инакомыслящих (в том числе главы чеченского «Мемориала» Оюба Титиева), а ФИФА – за предоставленное Грозному права разместить у себя сборную Египта (сами матчи ЧМ-2018 в этом городе проходить не будут). Раздосадовал их и снимок Салаха с Кадыровым и Даудовым. Член руководства Human Rights Watch Эндрю Стролайн:
«Футбольная звезда Мохамед Салах с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, известным пытками и неправосудными расправами. Чемпионат мира еще не начался, но уже стал инструментом для обеления самых гнусных преступников».
«Кадыров пытается улучшить свой имидж за счет чемпионата мира, это было на 100% предсказуемо, – говорит в интервью агентству Associated Press заместитель директора правозащитной организации Human Rights Watch Рейчел Денбер. – Он упивается тем, что находится в центре внимания. Он безжалостно контролирует Чечню и пытается подавить любую альтернативную общественную или политическую активность, а также работу по защите прав человека».
История вызвала довольно бурную реакцию среди западных журналистов и других пользователей соцсетей.
Позволив сборной Египта остановиться в Грозном, ФИФА предоставила Кадырову рычаг для влияния на Чемпионат мира, легитимизировала его правление, и дала ему возможность использовать футбол как средство достижения своих политических целей на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Человек, который возглавляет борьбу против дискриминации в европейском футболе, сказал мне, что фото Мо Салаха с чеченским диктатором Рамзаном Кадыровым «является примером опасности того, чтобы приезжать в те места, где права человека находятся под угрозой… Это большая ошибка ФИФА».
Критика Садаха за то, что его сфотографировали с Ахмадом <sic!> Кадыровым несправедлива. Нет никаких доказательство того, что у Салаха а) был выбор (послужной список Кадырова в деле прав человека свидетельствует о том, что варианта сказать «нет» просто не было), б) что он вообще знал, кто такой Кадыров. В конце концов, не Салах же выбрал Грозный как место для тренировок.
По словам исполнительного директора сборной Египта Эихаба Лехеита, к которому обратились за комментарием журналисты The New York Times, руководство команды не жалеет о выборе Грозного в качестве базы на ЧМ-2018. Лехеит переадресовал вопросы журналистов, касающиеся уместности появления Мохамеда Салаха с Рамзаном Кадыровым и Магомедом Даудовым, в ФИФА. Там, в свою очередь, на них отвечать отказались.