Впрошлом месяце я написал статью об Украине и Тайване, которую кто-то может посчитать пророссийской. Украинский дипломат в Пекине, пожелавший остаться безымянным, ответил на нее вежливым опровержением. Он явно не принадлежит к антизападной школе агрессивной дипломатии.
Мне его замечания показались весьма поучительными, и я надеюсь, что кто-то из читателей тоже найдет в них много нового. Для начала про мои ошибки. Я написал «Kiev», хотя должен был знать, что написание у этого города другое.
Дипломат из украинского посольства ответил: «Название моей столицы на английском языке «Kyiv». Вы можете встретить это название повсюду, в публикациях… и даже на табло и экранах международного аэропорта имени Лестера Пирсона в Торонто.
«Ошибочное название „Kiev» широко использовалось до 2018 года, но сейчас почти весь мир пишет его правильно — „Kyiv»».
Кое с чем из написанного мною он согласился, скажем, вот с этим: «Связи между Россией и Украиной уходят своим корнями в глубину истории». Но он решил уточнить: «Как вы упомянули, средневековая Киевская Русь положила начало России и ее империи». В этом правда!
«В 882 году Киевская Русь стала первым государством на территории современной Украины. У нее была огромная территория, и со временем ее провинции пошли разными историческими путями развития. Этот процесс продолжался несколько столетий, и наконец, южная часть Киевской Руси положила начало Украине, а северная часть — России. В 1199 году на этих землях сформировалось украинское Галицко-Волынское княжество. Следующим важным этапом нашей истории стала казацкая Гетманщина, провозглашенная в 1648 году.
«В рамках наших современных границ независимая Украинская Народная Республика была провозглашена 22 января 1919 года Актом объединения (Акт Злуки)».
Я провел политическую аналогию, говоря о нынешнем состоянии дел, отметив: «Украина для России — то же самое, что Тайвань для материкового Китая». Но мой новый друг возразил, сказав, что это неверное представление, по крайней мере, исторически.
«Исторически Киевская Русь привела к возникновению первого русского государства. Не думаю, что остров Тайвань положил начало материковому Китаю», — написал он.
«Галицко-Волынское княжество, его наследники в лице Гетманщины и Украинской Народной Республики — все они на протяжении сотен лет развивали свою государственность отдельно от России. Даже внутри Советского Союза Украина никогда не была частью России».
«Но согласно Консенсусу 1992 года, обе стороны Тайваньского пролива считают, что в мире есть только один Китай. И обе стороны населены китайцами. Но как мы видим, на Украине живут украинцы, а в России русские. Таким образом, Украина для России абсолютно не то же самое, что Тайвань для материкового Китая».
А еще он оспорил мою характеристику российской «аннексии» Крыма. «Аннексия — это незаконный в международном плане акт, который связан с изменением суверенитета (принадлежности) соответствующей территории, — написал дипломат. — Оккупация — это временный международный правовой режим, не связанный с передачей суверенитета над территорией одного государства другому. Россия оккупировала Крым в 2014 году. Россия пытается аннексировать Крым, но международное сообщество не признает эти попытки».
«ООН считает Крым украинским. Все страны-члены ООН (за исключением России и нескольких ее сателлитов) поддерживают суверенитет Украины над Крымским полуостровом. Поэтому мы должны использовать такие фразы, как „российская оккупация Крыма» и „российская попытка аннексии Крыма»».
В своей статье я утверждаю, что Запад вмешивается в отношения между материковым Китаем и Тайванем и между Россией и Украиной. Но дипломат заявил, что украинцы приветствуют западное «вмешательство». «С 2014 года Украина постоянно просит весь мир, в том числе, США, ЕС, КНР и так далее, помочь ей и остановить российскую агрессию. Мы призываем международные организации повлиять на Россию и заставить ее вывести свои войска из Донбасса и с Крымского полуострова».
«Президент Украины Зеленский стал инициатором форума „Крымская платформа» и призвал мировых лидеров объединить усилия для защиты нашего государства и восстановления мира на украинской территории. В этом разница. Украина просит мир (в том числе, Запад) поддержать ее в отношениях с Россией, а поэтому мы не можем называть действия Запада вмешательством в отношения между Украиной и Россией».
Вместе с тем он согласился с моим заявлением: «Многие украинцы видят в России свое прошлое, а в Евросоюзе — свое будущее».
Поэтому кое в чем мы согласны. «Украина стремится стать членом ЕС, в частности, из-за вышеуказанной причины — российской агрессии против Украины», — написал он.
Спасибо за это. Это было интересно и поучительно. Теперь мне интересно, получу ли я сообщение из российского посольства.
South China Morning Post, Гонконг
Chechenews.com
05.06.21.