Бездействие в деле
милосердия преобразуется
в действие смертоносного греха.
Елена Блаватская
Истинные сыновья русского народа проявляли к депортированным народам действенное сочувствие и поддержку. К их числу принадлежал журналист Степан Кашурко -руководитель группы «Поиск» Советского комитета ветеранов войны по розыску безвестных героев Великой Отечественной войны.
Он первым рассказал России о трагедии в Хайбахе, где изуверыиз НКВД во время депортации чеченцев заживо сожгли700 детей, женщин, стариков и тяжелобольных. С. Кашуркоповедал и об отважном воителе – чеченце Ахмеде Байсарове и его супруге и воительнице – ингушке Лайсат Байсаровой, вставших на тропу мести государству за геноцидсвоих народов.
С пониманием, состраданием и милосердиемотносились к депортированным народаммой покойный друг, депутат СССР Сергей Белозерцев и мой здравствующий товарищ, бывший депутат РСФСРВладимирКомчатов. Средоточием милосердия был и покойный русский поэт Игорь Ляпин, секретарь Союза писателей России. Был с ним хорошо знаком: мне посчастливилось часто с ним общаться, бывать у него в гостях и получить от него в подарок два его поэтических сборника с автографами. Он был и остается истинным Другом ингушского народа, чье сердце вобрало в себя и отразило во многих стихах боль, страдания и горе, пережитое ингушамив 1944 — 1992 годах.
Я сегодня, как в тумане,
Тяжкой тяжестью томим.
Сядем, братья-мусульмане,
По душам поговорим.
Огромное моральное и политическое значение имела поддержка народов-арестантов со стороны Патриарха АлексияII и Совести нации –Дмитрия Лихачева.Они ходатайствовали перед Парламентом РФ о принятии закона «О реабилитации репрессированных народов».*
В конечном счете, 26 апреля 1991 г. он былпринят. Но Российское государство в связке с властями Северной Осетиивтопталозакон, слово Служителя Господа — Патриарха Алексия II и призыв Совести нации — Д. Лихачевав кровь и грязь геноцида 1992 г. и войн в Чечне. Там «закон века» и корчится в мученьяхпоныне, терзаемый власть имущими России и Северной Осетии. Кредо их жизни — правовой нигилизм и нравственная глухота к людскому горю и страданиям.
В отличие от них, трагедия ингушского народа 1992 г. прошила болью русское сердце ИгоряЛяпина: ему было тяжко осознавать, что «войскаРоссии»обратились в «карательные войска» и тем самым, как уже хорошо известно,расчищалиарену для злодеянийдушегубов, грабителей, погромщиков и мародёров двух Осетий.
Горю горькому нет предела,
Едкий дым над селом опять…
Танки шли, словно вал брони.
Как по вражеским
дзотам били
По ингушским домам они.
И стою я в немом бессилье,
Вижу грозной брони оскал…
Неужели войска России,
Вы — карательные войска?!
Примером понимания и сопереживания достойных представителей русского народа депортационной трагедии ингушей является нижеприведенный документ, составленный 26 лет назад при участии С. Белозерцева, С. Кашурко и В. Комчатова.
О ВАРВАРСКОМ НАДРУГАТЕЛЬСТВЕ НАД КЛАДБИЩАМИ И НАДМОГИЛЬНЫМИ ПАМЯТНИКАМИ
Акт чрезвычайной комиссии по расследованию фактов геноцида
в отношении ингушского народа от 14 августа 1990 г.**
Мы, нижеподписавшиеся, председатель комиссии народный депутатСССР Фаргиев Х. А., члены комиссии: народный депутат СССР Белозерцев С. В., народный депутат РСФСР Комчатов В. Ф., руководитель группы «Поиск» Советского комитета ветеранов войны, журналист Кашурко С. С., народный депутат ЧИ АССР Кодзоев И. А., член оргкомитета по восстановлению ингушской автономии Ахильгов С. Х., председатель Экажевского сельисполкома Костоев Х. А., депутат Пригородного райсовета Тимурзиев М. А., составили акт о нижеследующем.
14 августа мы посетили кладбище в с. Базоркино (ныне Чермен), где покоился прах тысяч ингушей, среди которых были герои гражданской войны и заслуженные люди. Нашему взорупредстала территория бывшего до депортации кладбища, полностью уничтоженного (под бульдозер) после февраля 1944 года.
Надмогильные камни(чурты) с именными надписями были обнаружены в фундаменте Черменской животноводческой фермы, в 200-метровой подъездной эстакаде Черменского консервного завода, в стенах котельной и фундаменте весовой этого же завода. Из таких же чуртов сооружен лестничный марш в двухэтажном жилом доме гр-на Сомаева в селе Терк СО АССР.
Подобные факты имеют место на всей территории Северной Осетии, где до выселения проживали ингуши.На консервном заводе мы услышали справедливое возмущение трудящихся таким вандализмом и непринятием мер в отношении к памяти умерших предков.
ВЫВОДЫ:
а) осудить факты умышленного надругательства над памятью ингушского народа;
б) принять действенные меры по восстановлению разрушенных кладбищ и индивидуальных могил;
в) изъять из строений, дорог и других мест чурты, использованные в качестве стройматериалов.
Председатель комиссии
Фаргиев Х. А.
Члены комиссии:
Белозерцев С. В., Комчатов В. Ф., Кашурко С. С., Кодзоев И. А., Ахильгов С. Х., Костоев Х. А., Тимурзиев М. А.
За пять месяцев до составления данногоакта в Ингушетии было опубликовано его поэтическое предшествие«Явь» И. Ю. Костоева об осквернителях и разрушителях могил, склепов, башен, святилищ-храмов и кладбищ после депортации в 1944 г. их хозяев – ингушей.
Разбитый склеп, костьми усеян склон,
Бульдозер рвет горы могучей грудь.
…Башни, склепы, храмы…
Хранят… под сенью своих стен
Хозяев кости, их могучий дух,
Не знавший рабства, страха и измен,
Хранят очаг, огонь, чтоб не потух.
А житель этих мест, абориген,
Стоит, молчит, в глазах безумный крик,
Вандал его нарушил предков тлен.
Разорванные груди отчих гор
Сочатся кровью сердца моего…***
Спустя четверть века, перечитываяупомянутый Акт, логически увязалс ним слова ученого-филолога Р. Я. Фидаровой – автора фундаментальной монографиипо истории этики осетин: «Этическое сознание появилось из общественной потребности сохранения, чувственного выражения и передачи новым поколениям социально приобретенного опыта, (!) нового типа жизнедеятельности, как способа реализации культурной традиции народа в художественных образах».*
Исходя из посыла Римы Фидаровой, нахожу, что создатели Аллеи славы… и Позора осетинского народа во Владикавказе, прервали цепочку «передачи новым поколениям… опыта, нового типа жизнедеятельности… в художественных образах». Они не отразили фактор преемственностидеяний «героев» двух Осетий в бойне 1992 г. «подвигам» мародёров, грабителей имущества ингушей,депортированных в 1944 г., осквернителей и разрушителей их могил и кладбищ.
Для устраненияэтогоупущения, Аллея славы-позора должна быть дополнена новыми «художественными образами». В ее ландшафт очень органично впишется памятник Неизвестному осетину, который использует чурты, какстройматериал. На постаменте — надпись: «Наставникам и вдохновителям- от героев этнической чистки 1992 г.».От имени ингушей — будет уместна, лишь духу зримая, перефразированная осетинская пословица: «Злодеям, не страшившимся зла!»
Во-вторых, очень к месту на Аллее окажется ипамятник Безымянному герою-осетину, сравнивающему с землей ингушские кладбища. Его постаментом станет бульдозер в оригинале, со стоящим на нем неизвестным героемдвухОсетий. Он соскорбью и гордостью взирает на павших «витязей» бойни 1992 г., простирая рукув их сторону. У подножия –вечный огонь и мраморная плита со словамииз осетинской народной мудрости:«Каков камень — таковы от него и осколки».
В-третьих, Аллее никак не обойтись без памятника осетинским грабителям и мародёрам 1944 г., о которых поведали многие очевидцы. В их числе, как он сам писал, был и «русский человек Голотов Филипп Леонтьевич, 1927 г.р.» В 1933 г. его семья, спасаясь от голода на Украине, приехала на Северный Кавказ, прослышав, что ингуши и чеченцы тысячами спасают людей от голодной смерти. В с. Насыр-Корт их приютила ингушская семья Японца Абадиева, не обделявшая беглецов ни насущным хлебом, ни сердечным теплом.
Филипп, как и другие дети, в совершенстве освоил ингушский язык. Он был очевидцем депортации ингушей и позорного появления в Назрани на второй день после нее «молодчиков осетинской национальности… Они прокатывались по опустевшим дворам, брали… одежду, тряпки, посуду, украшения – в общем все, что могло пригодиться для дома, для хозяйства».**
Все эти памятники, могилы «витязей» двух Осетий ни в коем разе не подлежат надругательству со стороны ингушского народа, ибо они сами своими злодеяниями уже осквернили свои имена пред Ликом Господа.Ведь, как говорят евреи, «каждый может наслать на себя столько зла, сколько вражеская рать вряд ли бы могла».
Единственное, что может бытьдозволено ингушам – это мысленно возлагать к их могилам и памятникам венки из колючей проволоки от имени самого великого сына Осетии Коста Хетагурова – человека чести и благородства,чей гуманизм был несовместим со злобствованием части его соплеменников, впавших в одичание в 1944 — 2016 гг. На венках — надпись: «От Коста. Яснедаемстыдом за вашизлодеяния», и далее — его обращениек осетинскому народу, написанное более ста лет назад.***
Сколько нужно еще вам позорных веков,
Чтоб за братство, любовь и свободу
Не боялись цепей и терновых венков,
А несли бы с Ним крест на Голгофу?!
Данный материал представляет собой продолжение статьи «Отринув стыд, позор сочли за славу и величье».
Примечания
* Ходатайство Патриарха Алексия II к Верховному Совету РСФСР, было принято после его посещения ингушской делегацией (депутат СССР Муса Дарсигов, православный С. Кашурко, Х?,Х?, исламский проповедник А. Пошев). Также в ВС России обратился Д. Лихачев после встречи с делегацией Ингушетии (Председатель Совмина ЧИ АССР С. Беков, режиссер С. Мамилов, У. Льянов, Мальсагов, Вахаев и Х. Плиев). 26. 04. 1991 г. в день принятия закона Б. Ельцин, представляя обращение Д. Лихачева, сказал: «К нам обращается совесть нации…»
** Данный акт был составлен в с. Майское Пригородного района Северной Осетии по установлению актов вандализма в селе Базоркино, переименованного в Чермен после депортации ингушского народа в 1944 г. Акт был опубликован в пятом номере газеты «Даймохк» (Родина) – органе Демсоюза Ингушетии «Нийсхо», в августе 1990 г.
***Из стихотворения «Явь» моего друга и соратника Ибрагима Костоева, бывшего депутата РСФСР, автора законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской Республики…» Оно было опубликовано в трех газетах Ингушетии, в частности, в газете «Ленинское знамя» г. Малгобека от 27 февраля 1990 года, № 25. Полностью см. также: http://www.magas.ru/content/yav
*Р.Я. Фидарова. История осетинской этики. Монография в 2-х томах. Владикавказ. 2012, т. 2, с. 521.
** Указанный номер газеты «Даймохк».
*** К. Хетагуров. Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене.
Фотография:
прием у Патриарха Алексия II — справа налево С. Кашурко, М. Дарсигов, Х?, Х?, известный исламский проповедник А. Пошев;
Хамзат Фаргиев
Отдел писем
Chechenews.com
12.09.16.