В минувший вторник, 23 ноября, у министра иностранных дел России Сергея Лаврова был интересный гость из Сирии — Ильхам Ахмед (İlham Ahmed). Эта женщина является одним из высших руководителей структуры, называемой «автономной администрацией», фактически контролируемой Партией «Демократический союз» (PYD) / Отрядами народной самообороны (YPG), ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), на востоке от Евфрата…
Официально Ильхам Ахмед выступает в качестве сопредседателя исполнительного комитета Сирийского демократического совета… Иными словами, это человек, стоящий во главе политического крыла Демократических сил Сирии — военной организации, возглавляемой YPG.
Более того, это не первая встреча Ильхам Ахмед с опытным министром иностранных дел России.
Анкара отреагировала на встречу в прошлом году
Лавров также принимал Ахмед в конце августа прошлого года, и тогда эта встреча вызвала большое недовольство в Анкаре.
Министерство иностранных дел Турции в заявлении от 31 августа 2020 года напомнило, что «так называемый» Сирийский демократический совет «находится под управлением террористической организации РПК / YPG». Ведомство заявило, что прием делегации российскими официальными властями на высоком уровне «встречен с тревогой».
В заявлении указывалось, что, поскольку РПК является террористической организацией, эти контакты «не соответствуют» обязательствам России по борьбе с терроризмом. Более того, МИД Турции выразил надежду, что Россия «будет избегать шагов, которые будут служить планам формирований, связанных с террористической организацией РПК / YPG». Иными словами, российской стороне косвенно был дан сигнал: «Вы служите терроризму».
Несмотря на это ожидание, переданное Анкарой и по дипломатическим каналам, Лавров не увидел ничего плохого в том, чтобы спустя год, в минувший вторник, вновь принять Ильхам Ахмед, которой, с точки зрения Анкары, «управляет РПК».
Вчера, 25 ноября, на момент отправки статьи в редакцию газеты на сайте Министерства иностранных дел Турции не было заявлений об этой встрече.
Сигнал Лаврова международному сообществу
Так о чем же говорили? Судя по заявлению Министерства иностранных дел России, этот контакт был призван способствовать «продвижению» мирного процесса в Сирии и сфокусирован прежде всего на «положении на северо-востоке» страны.
Согласно сообщению «Спутник» (Sputnik), в заявлении российского МИД говорится: «Российская сторона выразила готовность продолжать комплексное содействие достижению межсирийских договоренностей в различных форматах и в интересах скорейшего восстановления в полном объеме суверенитета и территориальной целостности Сирии, обеспечения законных прав всех этноконфессиональных групп населения страны».
В этом тексте есть два важнейших акцента, которые необходимо подчеркнуть. Первый — территориальная целостность Сирии, второй — обеспечение прав всех этноконфессиональных групп в стране. Россия таким образом обязуется способствовать тому, чтобы решение кризиса в Сирии учитывало в том числе этнические права курдов, проживающих в этой стране.
Однако еще одним важным аспектом этой встречи является сигнал, который Лавров дал международному сообществу, лично приняв делегацию сирийских курдов, связанную с РПК / PYD / YPG, и, более того, сделав с ними общую фотографию за столом переговоров.
Так, Лавров в очередной раз объявил, что Россия принимает Ильхам Ахмед в качестве стороны диалога. И в то же время продемонстрировал вес России в курдском измерении сирийского урегулирования.
Сирийские курды ведут переговоры как с Россией, так и с США
Москва — одна из столиц, которые Ильхам Ахмед часто посещает в последнее время. В середине сентября этого года Ахмед опять же посетила Москву, но на этот раз встретилась с ключевыми фигурами российской дипломатии по рангу чуть ниже Лаврова. За этой поездкой последовал визит Ахмед в Вашингтон, состоявшийся в конце сентября.
Как видно, сирийские курды, проводя примечательную политику баланса между Вашингтоном и Москвой, сохраняют открытыми двери для переговоров с обеими сторонами и пытаются добиться для себя статуса, при котором они смогут иметь расширенные права в будущей Сирии.
Однако контакты Ильхам Ахмед с Москвой имеют иное измерение, нежели ее контакты с Вашингтоном. Диалог с Москвой, учитывая, что Россия является важнейшим союзником режима Асада, в некотором смысле также можно рассматривать как косвенный процесс торга между Дамаском и сирийскими курдами.
Так о чем ведется торг?
Для ответа на этот вопрос ориентиром может служить рамочный документ о статусе автономии, подписанный Ильхам Ахмед в ходе ее визита в Москву в августе прошлого года. Фактически это изложение намерений, как Сирийский демократический совет видит автономию. При этом подписи России нет.
Вероятно, Москва также на этой основе пытается сформировать почву для достижения консенсуса с режимом Асада. Тем временем прямые контакты между сирийскими курдами и режимом также не должны вызывать удивления.
PYD / YPG требует децентрализации
Подробный анализ, опубликованный турецкоязычной службой «Би-би-си» (BBC) 11 сентября 2020 года, включая выдержки из этого текста, содержит важные элементы, касающиеся содержания документа. Так, данный документ с акцентом на территориальной целостности Сирии предусматривает «введение децентрализованной системы управления». В этом контексте можно сказать, что цель состоит в сохранении «автономной администрации», фактически созданной на территории к востоку от Евфрата.
В документе отмечается, что «будет представлена улучшенная формула взаимоотношений с центральным правительством в области международных отношений, обороны и экономики». Из этого становится понятно, что цель заключается в расширении полномочий автономии. Подчеркивается принцип «сирийская армия является единственным национальным институтом, которому разрешено ношение оружия», при этом отмечается, что «Демократические силы Сирии должны существовать как часть сирийской армии». Утверждается, что формула и механизм действия будут определены позже.
В этом отношении рассматриваемый документ демонстрирует позицию и стремление PYD / YPG, связанной с РПК, начать торг с максимально возможной высоты.
Каким будет наполнение автономии?
Россия уже давно благоволит тому, чтобы решение по Сирии предполагало автономию. Все сводится к вопросу о том, чем конкретно будет наполнена эта автономия. Критический вопрос здесь состоит в том, в какой мере режим Асада удовлетворит требования сирийских курдов.
Нетрудно догадаться, что режим Асада может согласиться предоставить автономной администрации чрезвычайно ограниченные полномочия в административной и правовой сферах. Один из наиболее заковыристых вопросов заключается в том, что будет с военными элементами Демократических сил Сирии в конечном итоге. Режим Асада едва ли согласится на сохранение этой военной структуры, по крайней мере, в начале переговоров.
Вне всякого сомнения, PYD / YPG в этом торге попытается использовать тесные отношения с США в свою пользу. Здесь следует отметить, что между США и Россией уже некоторое время продолжается активный диалог по Сирии. Вероятность достижения договоренности между ними также не стоит исключать.
Конечно, Турция тоже является одним из главных игроков сирийского уравнения. В силу того, что решение в Сирии будет иметь последствия в сфере безопасности и политики для Турции, нам необходимо очень внимательно следить за этими событиями и участвовать в переговорном процессе. В этом контексте позиция Турции также будет иметь значение в этом сложном процессе переговоров с участием многих игроков.
Вместе с тем, когда речь заходит об автономии, полезны размышления о судьбе регионов на севере Сирии, которые фактически находятся под контролем Турции и Сирийской национальной армии.
События начинают развиваться в таком направлении, что Турции необходимо как можно скорее наладить разумный диалог с режимом Асада.
Chechenews.com
27.11.21.