С 25 на 26 сентября 2016 г. исполняется 108 лет со дня гибели мстителя и героя чеченского народа Зелимхана Харачоевского.
Известный чеченский абрек, Зелимхан Гушмазукаев, он же Зелимхан Харачоевский родился в январе 1872 года в селе Харачой Грозненского округа, Терской области (ныне Веденский район Чеченской республики Ичкерия).
Погиб 26 сентября 1913 года в г. Шали.
К 76-летию со дня гибели Зелимхана Харачоевского, т.е. 26 сентября 1989 г. энтузиасты из г. Джохара и с. Герменчук, на могиле Зелимхана Харачоевского в г. Шали установили мраморный надгробный памятник высотой 2.5 метра.
Интервью участника этого мероприятия, бывшего Министра торговли Чеченской Республики Ичкерия Ибба Шейхи информагенству Chechenews
— В 1989 году ты был участником установкив г. Шали надгробного памятника легендарному герою чеченского народа Зелимхану Харачоевскому…
— Инициаторами установки этого надгробного памятника к 76-й годовщине со дня гибели Зелимхана Харачоевского были члены историко-географического клуба «Кавказ». В этот клуб входили специалисты по химии, биологии, медицине, добровольно занимающиеся изучением экологических проблем нашей страны. Членом этого клуба был и мой близкий родственник Лабазанов Асламбек из Старой Сунжи.
Он приехал ко мне и рассказал, что он и его товарищи хотят установить памятник — мраморную плиту высотой 2.5 метра и весом несколько тонн — Зелимхану Харачоевскому на его могиле в г. Шали. Для этого требуется материальная помощь. Учитывая, что я харачоевец, Асланбек Лабазанов поручил мне собрать деньги у знакомых и родственников.
Я, конечно, не стал собирать деньги у знакомых, зная, что этим я мог подвергнуть их жизни опасности со стороны советских карательных органов.
Собрать необходимую сумму помогли мои старший брат и двоюродный брат, ну и я сам, конечно, не остался в стороне.
Помню, как очень был доволен Лабазанов Асланбек за организацию этой материальной помощи.
— Как прошла церемонии открытия, и кто присутствовал от общественности на этом мероприятии?
— Мне ещё было поручено пригласить на открытие надгробного памятника двух дочерей и других родственников Зелимхана Харачоевского из Веденского района. Так как я был членом и активным участником «Народного Фронта», я пригласил также лидера общественной организации «Союз содействия Перестройке — Народный фронт», Хож-Ахмеда Бисултанова.
— Скажите, Шейхи, ведь это было время, когда Советская власть не поощряла такого рода инициативы «снизу». Не препятствовала ли местная власть в проведении этого мероприятия?
— Было очень мало людей. Многие боялись преследования (водителю крана и грузовой машины мы не раскрыли свои намерения). Тем более, в тот день вокруг кладбища стояли несколько машин районного КГБ и РОВД. Через некоторое время, к нам подошла второй секретарь Шалинского райкома КПСС Малкан Демильханова и предупредила, что мы будем нести ответственность за это мероприятие, на что мы ответили: «Мы устанавливаем памятник герою чеченского народа Зелимхану Харачоевскому. Ничего противозаконного мы не совершаем. Разве не Советская власть выпускала книги, художественные фильмы про него?».
Я тогда работал зав. производством в кафе «Молодёжная» в г. Шали, и после окончания мероприятия, мною были приглашены организаторов мероприятия и гостей к себе в кафе, где я устроил торжественный ужин. На второй день нагрянули с масштабной проверкой. И такое было не единожды. После этого моими частыми клиентами стали работники ОБХСС.
Я понял, что мне дальше не дадут работать в этом районе, и вынужден был переехать на работу в столицу. Осенью 1989 г. на «Берёзке», что в Старопромысловском районе, открывался новый магазин «Электроника» (по тем временам самый элитный), где я получил работу завотделом.
Благодаря моей деятельности вокруг имени Зелимхана Харачоевского, жизнь свела меня с другой значительной личностью — Зелимханом Яндарбиевым. Но это уже другая история…
Chechenews.com
26.09.21.