Главная » Все Новости » В Мире » Миротворцы на Украине? Это возможно

Миротворцы на Украине? Это возможно

index

Карл Бильдт, в прошлом занимавший посты министра иностранных дел и премьер-министра Швеции, в статье для The Globe and Mail предлагает заняться подготовкой к введению на восток Украины миротворческого контингента.

«Поскольку на украинском Донбассе с тех пор, как в феврале было подписано Минское соглашение, то и дело вспыхивают вооруженные столкновения, стало ясно одно: если Россия всерьез настроена на поиск путей выхода из этого конфликта, она должна быть готова поддержать введение международной миротворческой миссии и соответствующего контингента. Такая миссия положила бы начало процессу реабилитации этого региона, позволила бы бежавшим от насилия людям вернуться в свои дома и облегчила бы реинтеграцию Донбасса в Украину», — пишет Бильдт.

«Подходящей моделью» он считает участие миротворческого корпуса ООН в урегулировании сербско-хорватского конфликта 1991-1995 годов: «Во многом так же, как это делает президент России Владимир Путин, тогдашний президент Сербии Слободан Милошевич настаивал, что вопрос можно решить лишь путем прямых переговоров между сербскими сепаратистами и хорватским правительством в Загребе. Разумеется, в действительности сербские сепаратисты были в полной мере зависимы от политической, военной и экономической поддержки Сербии под управлением Милошевича. И в конечном итоге Милошевич согласился на введение миссии и контингента ООН, которому было поручено обеспечить демилитаризацию [спорного] региона и возвращение его под управление Хорватии, предварительно приняв необходимые меры для защиты живущих там сербов».

По словам автора, сегодня эта операция миротворческих сил ООН «практически забыта — не потому, что она провалилась, а потому, что она увенчалась успехом. Разумеется, и тогда, и в последующие годы были решены не все проблемы Восточной Славонии, но там больше нет конфликта, а Хорватия и Сербия сегодня поддерживают конструктивные двусторонние отношения. Эту модель можно применить на подконтрольных сепаратистам территориях Донбасса».

Успех задумки зависит от «политической воли», отмечает политик и тут же задается вопросом: «Но есть ли со стороны Кремля серьезное намерение признать суверенные права Украины на Донбасс и возобновить нормальные отношения с Западом? Сейчас я в этом сильно сомневаюсь. Следует помнить, что Россия сделала все возможное для эскалации конфликта, включая создание сепаратистских анклавов».

«Но, если правительство Украины и Запад сохранят единство, Кремль, возможно, поймет, что его анклавы в Донбассе представляют опасность в основном для самой России, — продолжает политик. — В конце концов, горькая правда такова: сепаратистские территории находятся в состоянии свободного падения с точки зрения экономики, а их население все сильнее пропитывается криминалом. Есть риск, что Донбасс превратится в щекотливую проблему, за которую никто не захочет брать на себя ответственность. По мере того как такой исход будет все очевиднее, российское руководство, возможно, начнет рассматривать сценарий применения в регионе решения по образцу UNTAES (Миротворческая миссия ООН в Хорватии, о которой говорилось выше. — Прим. ред.). В отсутствие каких-либо иных механизмов именно это и придется сделать Кремлю. Доктрина бывшего госсекретаря США Колина Пауэла — ты это сломал, ты с этим и разбирайся — применима к путинскому вторжению на Украину в той же мере, что и к неудачному приключению Буша в Ираке».

«Сегодня перспектив у этой идеи нет, — признает Бильдт, но замечает: — так же было и с UNTAES в начале переговоров по Восточной Славонии. Режим Милошевича тогда делал точно такие же заявления, что и Кремль сегодня. Но завтра будет новый день, и сейчас отнюдь не преждевременно начать изучать варианты, позволяющие надеяться не просто на управление конфликтом, а на его разрешение. Такого рода вмешательство может сработать, но лишь в том случае, если обе стороны проявят неподдельную заинтересованность в разрешении конфликта. Пока это не так. Однако, если Украина и Запад проявят твердость и будут принимать меры к пресечению попыток России дестабилизировать обстановку, однажды этот день настанет. Нужно быть к этому готовыми», — заключает политик.

Источник: Globe and Mail
22.07.15.