Главная » Все Новости » Главная новость » Мурад Нашхоев: Возможен ли нохчийско — русский союз?

Мурад Нашхоев: Возможен ли нохчийско — русский союз?

Москва в 2002г выпустила книгу «Культура Чечни: История и современные проблемы». Автором проекта и ответственным редактором является д-р филологических наук Х. Туркаев. В редакционную коллегию вошли доктора исторических наук: Жабраил Гакаев, Валерий Тишков и доктор философских наук Андарбек Яндаров. Опекуном является институт издания этой книги этнологии и этнографии РАН. Таким образом, серьезные ученые мужи взялись за нашу культуру и историю.

Книга открывается статьей Валерий Тишкова «Война и культура». Валерий Тишков как дилетант в истории нашей культуры проявляет высокомерие и презрительность:«… трудно принять многие упрощенные версии в отношении культуры чеченцев…

Прежде всего я имею в виду версию о радикальных (стадиально-цивилизованных!) различиях чеченцев и остального населения России, которые якобы и стали главным аргументом борьбы за «национального освобождение» и за государственное самоопределение. К категории упрощения и романтических вымыслов относится и версия, объясняющая упорство борьбы вооруженных сепаратистов против федеральной армии особыми качествами социальной организации и нормативно-ценностной культуры чеченцев» (с. 7).

«Научный» пассаж Валерии Тишкова не соответствует действительности, касающейся нохчийской (чеченской) культуры. Валерий Тишков оправдывает всех тех русских ученых, которые силой навязали и называют такие понятия как «чеченец» и «Чечня». Мы, с точки зрения истории,- нохчи, и страна наша называется НОХЧИЙЧЕ. Русские ученые эту абсолютную истину не признают в силу своих имперских амбиций. Идет методическое, целенаправленное истребление нашего языка, а значит, и истории.

В чести у Тишковых те нохчи, которые стали чеченцами, т. е. обрусели. Они горядся, когда их называют Зоей Андреевной, Владимиром Алексеевичем или Борисом Ивановичем. Хотя имена их и их отцов совершенно иные. То есть они, новые «чеченцы», становятся Иванами не помнящими своего родства. В этом вопросе у нас совершенно иная культура. К счастью, она окончательно не уничтожена. На вопрос: «Чей ты?», у нас отвечают (к примеру): «ч1инхо» Мохьмадан Апти…» И всем становится ясно: человек помнит свое происхождение, своего деда, отца и т.д. — и все становится на свое место. Нам известно, что в римском праве, даже во времена свирепых Нерона или Суллы, предшественников Иоанна Грозного или Бориса Ельцина, существовал закон «права народов», имеется в виду завоеванных.

По этому закону, ни один из правителей Рима не отнимал у этих народов права пользоваться культурой и языком. В России Иоанна Грозного и Валерия Тишкова мы видим обратную картину. С 1708 года офицеры и солдаты России уничтожают нашу культуру. Истребляются памятники материальной и духовной культуры. В 1925 году был расстрелян Газимагамаев Исмаил, в недрах НКВД или ОГПУ бесследно исчезла и богатейшая библиотека Исмаила с бесценными документами по нашей истории, и составлены эти архивные материалы на нашем языке, а не на русском или японском языках. Может, еще пример привести?

Накануне Второй Мировой Войны был расстрелян один из классиков нашей новейшей литературы Бадуев Саид. Именно Москва похитила корзину с его рукописями. Поиски этой корзины пока результатов не дали. Нисколько нельзя удивляться, если указанные наши национальные богатства окажутся в подвалах Академии Наук России. В России все возможно и все может быть. И генерал Апраксин в 1708 году, и генерал Шаманов в наше время выполняют одну и туже миссию чудовищного Молоха.

Бесследно исчез в то время наш богатейший архив после выселения нашего народа 23 февраля 1944 года. Где он находится? Вопрос чисто риторический. Нормальный ученый, пусть он этнограф, антрополог или историк, начнет с того, что хотя бы попытается выяснить причины военно-политического противостояния между России и Нохчийче. Валерий Тишков по этому поводу нас не обрадовал. Он не желает знать содержания документов о депортации, составленных императорами и учеными России с 30 апреля 1806 года по 25 декабря 1869 года. Они хранятся в архивах Москвы. Они до сих пор не опубликованы. Мы не раз писали и говорили об этих уникальных документах, свидетельствующих о чудовищных замыслах правителей России.

Дилетанты от истории пудрят всем мозги о том, что Шейх Мансур вовсе не нохчо (не чеченец), а киргиз и даже итальянец. И явился он сюда, дабы возмутить чеченский народ, который, мол, давно был готов находиться в объятьях «сердца России», по выражению нашего легендарного певца Цицкиева Идриса. Культуршлягеры России, в том числе и Валерий Тишков, никогда не оправятся от поражения, если будут опубликованы все документы допроса первого имама Кавказа. Без купюр. До последнего слова и запятой. Тишковы создали миф, по которому есть «злой чечен», у него нет ничего национального, своего, отличного от «доброго русского». Со «злым чеченом» можно что угодно творить. И безнаказанно. И без, даже тихого, осуждения в жилетку. Наше национальное достоинство — это наличие и действие в нашем обществе Закона нравственности.

В поступках человека должна определяться: совесть есть у него или нет? Стыдится он за свои дела и слова или нет? Есть у человека ОС — разум — или нет? Имеет ли он право смотреть на людей с открытыми глазами или нет? Скажем, хотя бы сам перед собой, признается он в своей лжи или нет? Трясет Москва со своими институтами этот закон и ничего не может сделать. Нас бьют и так и эдак, а мы то тихо, то громко, во весь ГОЛОС, отвечаем: мы — не россияне, мы — нохчи, чеченцы. Мы не советский народ, а нохчийский, т.е. чеченский народ. Валерию Тишкову, доктору исторических наук, это не нравится. Он не может понять, что у каждого народа есть своя история, своя культура.

Он не понимает, что мировой прогресс возможен только с развитием национального самосознание того или иного народа. Национальные культуры абсолютно равноправны. Деятели культуры и искусства всегда опираются на национальные основы своих народов. Эту аксиому давно понимают и на Кавказе, и в Европе. Может, когда -нибудь дойдет эта простая идея до Валерия Тишкова. Он убеждает нас, что Россия никогда не вела колониальных войн, что она создавала «богатое культурное воспроизводство на основах светской и европейской традиции, в рамках которой развивалась вся советская культура» (с. 12).

Москва не виновата в этих бессмысленных и жестоких разрушениях, а «демодернизация и разрушение культурной среды произошли уже в годы местной политики радикальной суверенизации и самой войны» (там же). «Русский компонент», по выражению В. Тишкова, тут ни причем. Тишковы — очень опасные советники и рекомендатели в поисках истины. Тишков вообще отрицает даже самую возможность в будущем русско-чеченского союза, когда оба народа будут действительно свободны и равноправны. Суперэтнос обязан господствовать над всей Евразией — такова мысль ее идеолога Валерия Тишкова. Трагедия Валерия Тишкова в том, что он как ученый не состоялся: его поддерживают только отдельные властители и связанные с ним и зависящие от него люди. Он радуется, когда судья Суда высшей инстанции Франции Жан — Луи Брюгьер заявил газете радикалов «Известия» (21 июня с., №107): «По нашей информации, все больше исламских радикалов и радикалов Европы стремятся присоединиться к тем отрядам чеченских боевиков, которые связаны с «Аль-Каидой».

Я имею в виду, в первую очередь, группировку Шамиля Басаева. Впервые в истории французской юстиции появился чиновник, который открыто лжет в угоду иностранного государства. Так не поступал даже знаменитый Талейран, глава французского МИДа конца 18 — начала 19 веков. Ученый- полицейский и провокатор от юстиции стали союзниками в борьбе с чеченским народом. В своих «научных» изысканиях, касающихся нашей истории, Валерий Тишков не может привести ни одного положительного примера благотворного влияния России на Нохчийче в области права, законодательства, нравственности, благородства, социальной или политической справедливости. Почему?

В своих собственных несчастиях и бедах Кремль видит кого угодно, но не себя. Французы до сих пор восхищаются своим королем Генрихом lV: собственные несчастья не ожесточили сердца этого великого правителя, наоборот, милосердие стало нормой его жизни. Поэтому и сегодня французы восхищаются своим великим предком. К сожалению, в России таких фактов нет. Автор этих строк видел, как в январе 1995 года солдаты жгли книги из нашей национальной библиотеки, видел, как ракеты и бомбы падали на здание национального архива, школ, училищ и вузов. Сегодня мы можем видеть, что сделали с памятником Шерипову, Ахриеву и Гикало: он обезглавлен и на нем пестреют надписи: «Катя, я люблю тебя», «Таня, я люблю тебя…». Убежден, что это сделали не китайские или британские солдаты.

Настоящие ученые, как известно, обладают деятельной мудростью, чего не скажешь о В. Тишкове и его соратниках. В. Тишков отрицает наш историзм: это, мол, неисторический народ, у него своего национального никогда не было. К сведению Тишковых, мы всегда брали все хорошее от других народов и сами отдавали другим, в частности, тем же русским казакам. Однако считаем, что такие факторы, как пьянство, матерщина, убийства, насилие над личностью, рабство и холопство не достойны приятия. Из Московии люди разного звания и положения еще при Иоанне Грозном убегали в Европу или к нам, а первопрестольная принимала в свое лоно только таких конкистадоров, как Дельпоццо или Пулло, заливавших кровью Нохчийче. Таковы реалии, а не фантазии и иллюзии, которыми живут Тишковы.

Валерий Тишков относится к тем историкам, которых следующим образом аттестовал русский историк Сергей Соловьев — именно Тишков и Петров «ПРИОБРЕЛИ НЕНАУЧНУЮ ПРИВЫЧКУ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВОЕГО НАРОДА КАК МОЖНО БОЛЕЕ БЛАГОРОДНЕЙШИМ, ВЫСТАВЛЯТЬ БЛАГОРОДСТВ О ЭТОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПЕРЕД ДРУГИМИ НАРОДАМИ, УКАЗЫВАТЬ, ЧТО ИХ НАРОД В МЛАДЕНЧЕСТВЕ СВОЕМ НЕ БЫЛ МЛАДЕНЦЕМ … СТАЛИ ВВОДИТЬ В ИСТОРИЮ ВЫМЫШЛЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ КАК БЫ РЕЗУЛЬТАТ ТРУДНОЙ И СИЛЬНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ» (С.М. Соловьев, соч., книга ХХI, М. 1998 г., с. 8-9).

Иван Грозный в своих письмах к королям европейских стран писал, что он прямой потомок Цезаря и наследник культуры великого Рима, а по Москве гуляли свиньи и пьяные, в то время как во Франции со времен Людовика Толстого закон не велит выпускать свиней на улицу. В ЧИАССР секретарь Обкома ВКП (б) Чернокоз намеревался заставить каждого чеченца и ингуша разводить свиней и в результате — лишился головы. Со свиньями в Европу лезть нечего.

В. Тишков не ищет точки соприкосновения двух народов, а навязывает свою волю, и тем самым — объективно — он стал врагом самого русского народа. Прямая обязанность этнографа или этнолога узнать, что говорили или писали о нашем народе ученые или путешественники из других стран. Ведь нация нохчийская не жила и не живет в закупоренном мире. С нами всегда считались. Издавна и Восток, и Европа интересовались нашей историей и культурой. Так, во времена хана Батыя здесь был нунций римского папы Джованно дель Плано Карпини. Там находилась его ставка. Так вот сей посол Ватикана, ученый и путешественник, пишет о наших женщинах: «Жены их целомудренны, и какое-либо распутство с их стороны там — дело неслыханное. Зато ради шутки иные из них пользуются довольно постыдными и непристойными словами» (там же, с. 436). Какие это «постыдные и непристойные слова», мы знаем. Да, наши женщины умели и умеют шутить при всех обстоятельствах, но своего достоинства они никогда не роняли. В этом Джованни дель Плано Карпини глубоко прав.

За исключением Хасбулатова Руслана и Яна Чеснова, все другие авторы книги строго следуют указаниям и повелениям Валерия Тишкова. Вместе с тем все они допускают глобальные ошибки, характерные для всех, кто занимается нашей историей. История, как и математика, требует точности и определенности. Всем очень хорошо известно, что наш фольклор, наши народные поэты и писатели, наши певцы и художники называют себя, во-первых, НОХЧИ, свой народ, во-вторых, — нохчи къам, халкъ, и, в-третьих, — свою страну НОХЧИЙЧЕ. Эти термины все, кто считает себя специалистами по нашей истории, должны и обязаны широко пропагандировать. Мало ли что и как сказал такой-то именитый русский писатель или ученый. Национальное достоинство дороже всего. При всех обстоятельствах.

Мы не должны слепо следовать за титулами и мундирами чиновников от истории или культуры, которые не имеют знаний о нашем народе, но имеют права нам диктовать свои условия и нормы. И второй ошибкой наших исследователей является использование бессмысленных терминов: «горцы», «горские народы», «горские обычаи». На Кавказе есть конкретные народы: нохчи, г1алг1ай, табасараны, кумыки и другие, каждый из которых обладает уникальной культурой, историей, языком, и их нельзя ни в коем случае нивелировать. Мы, к примеру, как народ нохчийский, как нация нохчийская, сохранили себя таковым в I-VIII периоды нашей истории. Сегодня мы (отсчет с середины 16 века) находимся в девятом периоде, когда решается судьба не «Чечни», а НОХЧИЙЧЕ. История не допускает фантазии и иллюзии, когда ею занимаются исполнители политических заказчиков.

Исторической реалии совершенно не соответствуют навязываемые нам псевдонаучные термины: «чеченский кризис», «чеченский конфликт», «чеченская война» («первая» и «вторая»). С одной стороны, это — русский конфликт, русский кризис, русская война, а если точнее — русско-чеченский конфликт, русско-чеченский кризис, русско-чеченская война. Так говорит история. И не надо по этому вопросу повторять Тишковых. Война идет с 1708 года. Она никогда ни на минуту не прекращалась. И ведет ее правящая нация Российской империи — СССР-РФ. Не будем лукавить. Это межэтническая и межрелигиозная война. Но больше — межэтническая война.

С 1708 года ни один русский, считающий себя гуманистом или демократом, не протестовал против этой войны. Даже Лев Толстой после ночной пьянки в с. Девкар — Эвла пишет, что всю ночь думал о том, как покорить Кавказ. А по плану Лофицкого от 30 апреля 1806 года, «чеченцев и ингушей весьма полезно было бы вывести из ущелий настоящего их жительства на другие пустопорожние российские земли…» (Акты КАК, т. III, с. 7). То же самое предлагал в своей «Русской Правде» и Павел Пестель в 1824 году (с. 167). В составлении подобных чудовищных планов участвовали русский историк Платон Зубов в 1835 году, Николай 1 в 1852 году (ЦГВИА, ф. 38, с в. 855, д. 27 а, лл-1-4). Генералы Лорис-Меликов, Барятинский, Милютин и Кравцов, по поручению Николая I и Александра II, в 1856-1862 годы разработали план переселения нашего народа на Дон (там же, с в. 867, д. 11а, лл-8-11, с в. 877, д. 36-а, лл 1-18).

20 сентября 1861 года Департамент Генерального Штаба военного Министерства России разработал подробнейший план переселения нашего народа в Оренбургскую губернию. Наши официозные историки, в том числе и русские, не дали принципиальной оценки документу «Дело Секретного стола Терской Области по переселению туземцев в Турцию», впервые опубликованного в Ростове-на-Дону 1925 году. В составлении этого плана самое активное участие принимали МВД, МИД, привлекая таких убийц нашего народа, как генералы Мусса Кундухов, Кравцов и Лорис-Меликов. В декабре 1869 года параллельный план, но уже по обрусению, составляет русский ученый барон Услар (см. его статью «О распространении грамотности между горцами» в книге «Сборник сведений о Кавказских горцах, Тифлис, 1870 год, вып. 3).

Тишков и его команда выбрали неверный путь прекращения русско-чеченской войны. Они не знают (так ли?), что в этом девятом круге нашей историей решается главный и основной вопрос: «Будут ли нохчи как нация и страна НОХЧИЙЧЕ?» Тишковы хотят решить этот вопрос не в нашу пользу, декларируя о каком-то единстве Русской и Нохчийской культуры. Мы не хотим быть ни арабами, ни русскими, ни россиянами, не были и советскими. Мы — нохчи. Так говорит наша история, с которой всем рано или поздно придется считаться, в первую очередь, тем, кто с чужих голосов пишет, скажем, и о нашем семейном праве.

В перспективе возможно сложение вайнахской нации. Но сегодня нет вайнахской нации, нет т.н. вайнахского языка. Есть конкретный народ. Конкретный язык. Обычаи и традиции конкретного народа, связанного с другими народами. Подгонять и подхлестывать историю не следует. Для нас не важно, как нас другие народы называют, для нас важно, как мы себя называем и наше умение и способность довести свою точку зрения не только до русского народа, но и всего мирового сообщества. В указанном выше вопросе наши ученые, чьи статьи опубликованы в книге «Культура Чечни: История и современность», проигрывают (особенно Алироев И., Арсанукаев М. С., Гакаев З. Ж.)

Кстати, доктор двух мантий — филологии и истории — допускает две сознательные ошибки.

«Лингвистические взаимосвязи народов Кавказа и России» в названной выше книге пишет: «Гаргары — предки ингушей» (с.86). Далее: « В этих исторических документах нахи именуются дзурдзуками, страна которых локализуется на территории Ингушетии — Дзурдзукетия» (с.87). В науке важнее истина. Если автор был знаком хотя бы с монографиями Р. Арсанукаева «Вайнахи и Аланы» (с. 114-130) и Джамирзаева Салмана «Древняя история чеченцев (нохчий)» (с.42-45, с. 58-62), так бы не написал. Причем, исследования Р. Арсанукаева и Джамирзаева изданы в 2002 году в городе Баку и в Москве тоже.

«Возможен ли нохчийско — русский союз?» А ведь такой союз возможен. Предпосылки есть, но не те, о которых заявляют Тишковы. На наш взгляд, необходимо собраться представителям (ответственным) русской и нохчийской (чеченской) наций для обсуждения условий долговременного Русско-Нохчийского Союза, призванного зашищать геополитические интересы обоих народов. При этом обязательно присутствие на этом форуме известных деятелей политики, культуры и искусства Европы и Америки, Исламского мира и Японии. Так как груз русских традиций вызывает у нас законное или обоснованное недоверие и к представителям ведущей нации России, которые никогда не выполняли своих обязательств, вытекающих из заключенных договоров и соглашений.

Мурад Нашхоев, 11.01.2007

Chechenews.com

07.03.17.