Муса Таипов – свидетель целой эпохи и борец за независимость Чечни. Племянник Джохара Дудаева, член президиума правительства временно оккупированной Россией Чеченской Республики Ичкерия и представитель ЧРИ во Франции.
В разговоре с Сергеем Высоцким он рассказывает о том, на чем держится российская оккупация Чечни, почему зверствуют российские войска и почему угнетенные Московией народы наблюдают за героическим сопротивлением Украины с надеждой.
ЦИКЛ «Воля – народам!»
-Мы наблюдаем настоящие зверства со стороны российских солдат. Ковровые бомбардировки мирных городов, убийства и пытки. Все это чеченский народ пережил. Тогда мир не услышал вас. И сами украинцы не догадывались о том, что их может постичь такая судьба. Почему русские ведут себя, как звери? Насколько это похоже на то, что делали с вашим народом?
— Говоря о российской армии, нам стоит понять ее предысторию. Российская армия состоит из населения самой России. Угнетенное население, лишенное воли, свободы, в принципе может породить такую армию. Я служил в советской армии. Видел ее изнутри. Видел отношение офицеров и сержантов с солдатами. Дедовщина и прочие явления такой армии – влияло на то, как солдат поведет себя на поле боя. Униженный человек всегда будет пытаться унизить других, тем самым компенсируя собственную униженность.
То, что российские войска творили у нас… Первоначально это было странно, мы все же жили в одной стране когда-то…
Первоначально мы воспринимали их как «срочников, мальчишек». Так вот, эти «срочники-мальчишки» наносили больший урон. Зачистки, расстрелы мирных колон, мародерство, насилие, грабеж. Все это творили эти «мальчишки», о которых так любят вспоминать солдатские матери. Попав в плен, они вели себя так же, как у вас. Попав в плен, они вызывали жалость. А теперь я понимаю, что их нельзя было жалеть. Потому что когда мы их отпускали, они возвращались. Умудренные опытом, еще более жестокими.
То, что я сейчас вижу на экранах, – все эти преступления, мы это прошли. Это для меня не ново. Как не ново для любого чеченца. Как не ново это для жителей Грузии, которые подверглись таким же актам варварства и вандализма.
— Правильно ли я понимаю, что геноцид украинского народа – это не следствие правления Путина? Первая чеченская война и геноцид чеченцев происходили до его прихода к власти.
— Когда всю проблему сводят к Путину – это в корне неверно. Вы сами отметили, что Россия развязала первую чеченскую войну до Путина. Точно так же вторая война началась при Ельцине…
Империя всегда ведет себя так. Вы помните заявление Суркова, который говорил, что империя может существовать только расширяясь!
Империя может функционировать только поглощая территории. Она ведет себя как лишай, поглощающий кожу и меняя ее структуру.
Если вместо Путина поставят Иванова или Петрова, это ничего не изменит.
О планах нападения России на Украину Джохар Дудаев предупреждал еще в 1993 году. Он не был провидцем, просто анализировал.
Сейчас много спорят о том, являются ли действия России в отношении украинцев геноцидом. То что Путин сказал о том, что нет ни украинского народа и украинского государства – прямой призыв к уничтожению целой страны – это разве не призыв к геноциду!? Все действия, которые проистекают из этого призыва – это акт геноцида.
Меня удивил Макрон, который заявил о необходимости диалога. Диалог с Путиным невозможен. Империя признает только силу. Только проявив и показав силу украинский народ может победить!
— Большая часть украинского общества была отравлена российской пропагандой. Она подавала Ахмата и Рамзана Кадыровых как «миротворцев», сумевших в интересах чеченского народа договориться с центральной властью, выбить преференции, подавив «террористов». Сейчас, конечно, никто не сомневается в том, что режим Кадырова – оккупационный. Как вышло, что часть чеченцев вместо борьбы за независимость стала служить Москве?
— Нас было миллион двести тысяч. До первой войны… убили 300 тысяч. Вас условно 44 миллиона. Если убьют 10 миллионов украинцев, какое у вас будет состояние?
Часть чеченцев всегда служила России. В каждом народе есть коллаборанты, которые склоняются перед силой и переходят на службу к оккупационному режиму.
Почему появилась фигура Кадырова? Потому что Кремлю надо было представить эту войну как «войну чеченцев между собой». Если бы главой оккупационного режима поставили человека с русской фамилией – это был бы показатель явной оккупации.
Набрали несколько людей и оставили того из них, кто оказался более кровавым, преданным Москве.
Я учился в Архангельске. Мой однокурсник как-то пригласил меня домой. Он жил в двухэтажном бараке. Он сказал: «Пойдем покажу тебе кое-что». Мы зашли за дом, он поднял крышку металлической бочки. Внутри оказались четыре крысы. Он объяснил, что в итоге эти крысы съедят друг друга. И последняя оставшаяся в живых станет крысоедом. Она будет есть других крыс и они разбегутся.
Примерно тот же фокус применила у нас империя – выпустила самую жестокую крысу и та по своему образу и подобию подобрала себя подельников.
Кроме того, у нас и вокруг нас до сих пор стоит 160-тысячная группировка войск. Они боятся вывести оттуда войска даже для войны в Украине. Только привозят к вам этих клоунов (кадыровцев, – ред.)
— В Украине мы называем их тик-токерами!
— Да, накачали их анаболиками, сделали им мощные бицепсы, бычьи шеи. Отпустили бороды и они якобы должны навести на всех ужас. Это просто постановка для морально-психологического давления на украинских воинов. Но украинские воины удивили мир. Никто не ожидал, что украинцы окажут такое яростное сопротивление. Даже гражданское население, невооруженное, бабушки и старики выходят и изгоняют оккупантов. Россия попала в цугцванг. Они не могут ни уйти, ни выиграть.
На что они способны – даже представить страшно. Проигрыш в Украине грозит развалом России. Не только потерей власти этим режимом, но и развалом всей России!
— На чем держится контроль Кадырова над Чечней?
— Деньги! А это инструмент для подкупа. Оккупационная группировка – это занесенная дубина. Чеченский народ находится буквально в заложниках. Любой, кто скажет что-то не так с точки зрения Кадырова – к его родственникам сразу приходят. Унижают, записывают на камеру в назидание другим. Набор инструментов очень широкий. Представить всю его широту постороннему человеку очень сложно.
Почему нашу республику там быстро отстроили? Почему туда ездили самые громкие имена? Актеры, певцы, спортсмены? Им платили баснословные гонорары за то, чтобы они скрывали следы всех преступлений.
Кадыров выполняет для России огромную задачу – о преступлениях России против чеченского народа никто не говорит.
После Первой войны у нас была создана госкомиссия, которая должна была просчитать ущерб. Он был подсчитан: свыше 300 миллиардов долларов в ценах 1997 года. России проще потратить 50 миллиардов долларов на подкуп политиков, правозащитников, журналистов, на содержание карательных отрядов. Чтобы не отдавать целое – любой поделится частью.
— Когда мы говорим про войну против Украины, Путин хотя бы подводит под это шизофреническую идеологическую базу. Триединый народ и все такое. Но Чечня – совершенно не близка русским этнически. Другие корни, другое вероисповедания. Никакой близости. Почему Россия так держится за Чечню?
— Есть такая наука – геополитика. Зачем России нужна Украина? Потому что вся мифологема российского государства построена на вашей истории. Своей истории у России нет. Без Киева России нет!
Почему нужна Чечения? Потому что мы как народ всегда были самыми активными на Кавказе. Не взяв нас под контроль выпадает весь Кавказ. Где его границы? Это Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область?… Насколько тогда России придется откатиться?…
С точки зрения геополитики Кавказ – важнейший регион. Это проход между двумя морями. Шелковый путь. Связи расходятся на Ближний Восток, во все стороны. Кавказ важен для России, потому что без него невозможно сохранение империи. Украина (для России) – это миф.
Посмотрите на русскую и украинскую глубинку. У вас – чистота, порядок, ухоженные дома, красивые заборы. В России – просто посмотрите как россияне относятся к своим городам. Только это говорит, что это разные народы. Не говоря уже о языковом различии. У украинского языка намного больше общего с польским, чешским, словенским. Само название «русский», придуманное Петром Первым – это просто приложение к любой власти. Украинцы – не приложение. Это этнос, политическая нация, которая показала, что способна бороться за свою свободу!
— Да, россиянин – это гражданин империи. Вы знакомы с Кадыровым и были ли знакомы с его отцом? Что вы можете сказать о них?
— С Кадыровым-старшим я был знаком, но не близко. Он был муфтием. Младший был водителем у отца. Бегал в фуражке. Он меня не интересовал, как и я его. Он любил фотографироваться с Басаевым, Гелаевым. Я не был участником рейдов и походов.
Роль Ахмата Кадырова преувеличивают. Муфтий Чечении – это должность, внедренная колониальными властями для контроля над верующими на территории. Кроме духовной власти у него не было в руках никакой иной.
— До действий Кремля и ФСБ уважаемого семейства Кадыровых просто не существовало?
— Дело в том, что когда говорят о чеченцах в таком тоне – это следствие стереотипов. У нас нет такого понятия, как «уважаемая семья». Есть личности, которые пользуются доверием у общества вследствие их моральных начал, характеристик. Мы – не средняя Азия. У нас не было ханов, беков. Чеченское общество – эгалитарное. Получить в нем уважение возможно только благодаря своим морально-нравственным началам.
Какими морально-нравственными качествами обладает эта семья – видно по тому, что они делают с нами. И в Украине.
Это выдуманные, искусственно созданные фигуры.
— Получается, что Кремль при помощи Кадыровых сконструировал и навязал всему миру виртуальный образ Чечни как страны клановых междоусобиц?
— Это все созданные спецслужбами симулякры. В Украине они делали то же самое. Это информационная война. Чечения – это общество равных. У нас не передаются какие-то полномочия по наследству.
То, что я племянник Джохара – это меня только обязывает. Что могут простить обычному человеку, не простят мне. Нам ничего не передается, кроме ответственности. Так как ты можешь опорочить не только себя, но и имя своего отца.
— Насколько Чечня лояльна к Кадырову? Есть ли потенциал к восстанию?
— Нужно быть объективным. Иллюзии опасны. В технологии металлов есть такой термин – усталость. Если устают металлы, то и нации и народы тоже устают.
Когда мы боролись, нас никто не поддержал. Нет, к нам приходили добровольцы из Украины, Дагестана, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Азербайджана с Ближнего Востока, которых (с Ближнего Востока, – ред.) 30-50 всего их было… Но как государство, нам никто не помогал. Мы дрались, боролись…
Вот сегодня Украине помогают, а вы считаете что помощи недостаточно. Но когда воевали мы, Запад помогал России. Выделял кредиты, транши, которые расходовались на войну с нами. Преданности к Кадырову конечно нет. Чеченец может быть предан идее, истине, вере, свободе. Но быть преданным какой-то личности, это что-то рабское. У нас такого в менталитете нет.
«Преданность» помазанного кровью окружения Кадырову – присутствует. А нация – это отдельно. Возможности для репрессий такие, что люди просто выживают. Делают все для того, чтобы переждать это время. А вот то, что произойдет потом – удивит многих.
— Тем не менее, российские войска в Украине понесли рекордные потери. Больше, чем в двух чеченских войнах. Очевидно, что резервы практически исчерпаны и все остатки боеспособных частей перебрасываются в Украину. Возможно как раз сейчас наступает историческая возможность, чтобы противостоять оккупации?
— Когда вы приводите цифры потерь российской армии в Чечении, вы используете данные российской стороны.
Когда вы показываете потери в Украине – вы пользуетесь своими… По нашим данным, за две войны в Чечении Россия потеряла от 200 до 250 тысяч убитыми.
У нас вахтовым методом прошло войну более 5 миллионов россиян. По подсчетам историка Дмитрий Волкогонова, на нашу территорию была введена 300-тысячная группировка войск. На территорию размером с половину Киевской области. Поэтому потери, которые Россия понесла в войне против Украины – не столь ощутимы.
Даже 20000 солдат – для них это расходное мясо. Когда говорят, что нужно Россию «завалить гробами» – на состояние российского общества это не подействует. Что касается бронетехники и авиации, тут надо отдать должное, урон нанесен ощутимый. Но надо учитывать, что этого старого железа у них много. Да, оно не такого качества, как в странах НАТО, но показать количество они смогут.
Эта война заряжена надолго. Она может затихать на какое-то время. Но я понимаю одно – у России нет возможности ее проиграть. Какой бы политик ни пришел вместо Путина – будет только возможность перемирия. Но планы захватить Украину России не оставит.
— Война не прекратится даже после смерти Путина?
— Будет передышка. Россия так устроена, что получив по зубам, она, скуля, отползает. Но потом возвращается. Пока не будет изменена система, структура власти и страны – она будет вести себя точно так же, как вела себе при царском и коммунистическом режимах.
Нынешний режим был создан извне. С момента начала войны Россия получила 34 миллиарда евро за газ от Европы. А эти деньги идут на войну. Есть не только газ. Нефть, цветные, редкоземельные металлы, уран…
— Правильно ли я понял, что дело не в Путине, а в самой имперской системе государства? Следовательно, чтобы ситуация изменилась, необходимо прекращение существования государства в его нынешнем виде – в виде тюрьмы народов!
— Во время развала СССР многие народы РСФСР могли получить независимость. Но кроме чеченского народа этот путь никто не посмел пройти. Они провели референдумы и заявили, что хотят остаться в составе Российской Федерации. Последним договор подписал Татарстан. Хотя Татарстан провел референдум о суверенитете. Если бы они просто заявили о своем праве – это было бы нам огромным подспорьем. То же самое касается Башкортостана. Но они все профукали.
Развала России не хочет и Запад!
— Давайте говорить честно, Запад не хотел и развала СССР!
— Россия существует на стыке противоречий окружающих государств. Каждый из субъектов, окружающих Россию, боится развала России, так как он может усилить их конкурента.
Запад не хотел развала СССР – это правда. Запад боится и развала России. Россия в нынешнем качестве устраивает Запад, главное чтобы она не угрожала их интересам.
Сегодня Украине оказывается помощь только для сопротивления! Она достаточна для того, чтобы Украина могла защищаться, но недостаточна для того, чтобы Украина могла победить. Санкции вводят так, чтобы дать время выйти из-под них.
Западные разведки предупреждали о вторжении. Никто им не верил. Я в том числе, потому что было понятно, что такими силами захватить Украину невозможно. Пакет санкций заранее должен был быть согласован. Но его вводят дозированно. Мы ждем ослабления России вследствие санкций. Но я так не считаю. Не думаю, что ВВП России упадет более чем на 20%. Потому что Россия – это замкнутая на саму себя система. Население уйдет на огороды. Будет картошка, капуста и что выпить. И этого им будет достаточно. Им внушили, что они воюют не с Украиной, а с НАТО.
— На что тогда надеется?
— Надежда есть всегда. То, что уже сделала Украина удивило весь мир.
Почему это все назвали «спецоперацией»? Потому что она началась ранее. С полной дискредитации президента, органов власти, патриотов. На некоторых каналах происходила дискредитация всего что связано со свободой и независимостью. И видать кто-то доложил Путину, что никто не выйдет потому, что «Зеленского мы дискредитировали, его партию и прочие партии – дискредитировали, патриотов и ветеранов – дискредитировали, МВД мы разрушили, СБУ не функционально, в армии некому будет воевать»… Поэтому они зашли.
В российской технике находили парадную форму. Они ехали парадом по Крещатику пройти.
Поэтому надежда есть. У вас очень надежные союзники – Польша и страны Балтии. Вам Турция оказывает неоценимую помощь.
Украина не может проиграть – она выиграет. Но как и когда это произойдёт я предсказать не могу, я не оракул.
Дух Украины не сломлен.
Наполеон говорил – не воюйте долго с одним противником, он учится. Вот Украина и научилась воевать. Навыки, которые получили несколько сот тысяч парней, прошедших АТО! Они пассионарии, которые готовы жертвовать жизнью!
— После начала нашей войны, изменилось ли отношение к независимости Чечни на Западе? Они понимают, что совершили ошибку, не поддержав вас?
— Политики никогда не признают своих ошибок. Признать свои ошибки – значит признать собственную несостоятельность.
О нас вспоминают тогда, когда происходит что-то печальное.
Когда Россия напала на Грузию – о нас вспомнили.
Сейчас Россия напала на Украину и уже Борис Джонсон заявляет, что будет «вторая Чечня».
Среди политических элит я не вижу ни одной фигуры, кто раскаялся или озаботился помощью нам.
На Западе все решает общественное мнение, а оно формируется СМИ. Россия сильно постаралась в обработке западной общественности. Чтобы переломить ситуацию необходимо действовать через СМИ. Украина может помочь нам, так же, как мы можем помочь Украине.
— Что Украина может сделать для вас?
— Украина может поднять этот вопрос. Грузия в свое время это не сделала… Когда Саакашвили стал президентом, я обращался и к нему, и к парламенту, и к правительству, писал им письма. Но тогда грузинская сторона испугалась. А вы можете помочь. Почему? Потому что Путин уже заявил о необходимости ликвидации не только страны, но и народа. Вы стоите перед выбором — «быть или не быть». Украина заинтересована в том, чтобы «взорвать Россию изнутри». Механизмы есть.
— Какие?
— Это отдельная тема. Лучше это публично не озвучивать.
— Вы племянник Джохара Дудаева. Каким он был? За что он боролся?
— Джохар пытался отстоять независимость, которую мы обрели с развалом СССР. В первую войну нам это удалось.
Джохар был феноменальным человеком. Он многое успел за малое время. При нем была создана академия наук. Концерн авиастроения. При нем были созданы вооруженные силы. Наше население было избавлено от оплаты услуг ЖКХ за электричество, газо- и водоснабжение. Начато дорожное строительство…
Что касается его личности… он к родственникам относился строже, чем к чужим.
То, что Кадыров сейчас назначает везде родичей – во времена Джохара я единственный был поставлен на достаточно высокую должность. По принципу «если пользы не принесу, то и вреда не сделаю». Он был строг.
Кругозор его знаний меня удивлял. Поражало личное мужество.
Он не покупал лояльность за машины и дома, как режим Кадырова. Он находил дорогу к сердцу людей, а не к их желудку.
У нас нельзя ставить памятники. Но город Грозный был переименован в его честь.
Он очень переживал за Украину, потому что только Украина может сломать хребет России. И поэтому мы все должны Украине помогать.
Сергей Высоцкий
Источник: https://censor.net/ru/r3334913
Chechenews.com
18.04.22.