Белорусский диктатор Александр Лукашенко только что пятый раз подряд одержал победу на президентских «выборах». В ответ Европейский Союз вот-вот отменит санкции против него и всех тех, кто активно поддерживает его режим. Это дает российскому президенту Владимиру Путину и его друзьям основания для оптимизма: они тоже могут пережить санкции, ничего по сути не меняя.
Бывший директор совхоза и популист Лукашенко, провозгласивший себя непримиримым борцом с коррупцией, в 1994 году действительно честно победил на выборах. В соседней Украине сменился уже четвертый президент, а Лукашенко до сих пор удерживается у власти. Воскресный результат, составивший 83 процента, — лучший в его карьере. А поддержка оппозиции ослабла настолько, что с точки зрения статистики она ничтожна.
Наверное, результаты выборов не имеют особого значения. Средства массовой информации в Белоруссии находятся под жестким контролем, уличные протесты уже давно подавляются силой, а оппозиционных активистов, которым хватило безрассудства не уехать из страны, то бросают в тюрьму, то выпускают из нее. По официальным данным, около 36 процентов зарегистрированных избирателей проголосовали досрочно. Белорусам такое право предоставлено на тот случай, если в день голосования они не могут прийти на избирательный участок. Но это также весьма удобная уловка для фальсификаций при окончательном подсчете голосов, поскольку никакие сторонние организации не следят за досрочным голосованием.
Такая обстановка не способствует появлению сильных оппозиционных кандидатов. Белорусская писательница Светлана Алексиевич, получившая на прошлой неделе Нобелевскую премию по литературе, это непоколебимый оппонент Лукашенко, однако его соперники не вызывают у нее никаких чувств, кроме раздражения. Выступая на прошлой неделе на пресс-конференции в Берлине, она заявила:
Наша оппозиция оказалась очень слабой, все они ссорятся друг с другом. Каждый обвиняет остальных в том, что они — агенты КГБ. Почему нет единого кандидата? Это самое удивительное. Даже Запад пытается убедить нашу оппозицию, что ей нужен единый кандидат; об этом же говорят здравомыслящие люди из оппозиционного лагеря. Но похоже, что люди, называющиеся оппозицией, не понимают лежащую на них ответственность. Их гораздо больше интересует собственное эго.
В ходе последних выборов некоторые бывшие лидеры оппозиции призывали избирателей игнорировать голосование, потому что результаты все равно будут сфальсифицированы. Их проигнорировали. Явка достигла 87 процентов. Занявшая второе место Татьяна Короткевич заявила в интервью перед выборами, что на ее взгляд, истинный уровень поддержки Лукашенко составляет около 30 процентов. Однако белорусы, которых на работе и на учебе заставляют держать рот на замке, просто не видят альтернативы. Несмотря на крайнюю бедность (средняя зарплата в Белоруссии — около 400 долларов в месяц) и плановую экономику советского образца, которая рухнет, если Россия прекратит поставки газа по льготным ценам, граждане страны снова и снова показывают, что будут мириться с тем, что у них есть, включая Лукашенко.
ЕС применяет различные санкции и ограничительные меры против Белоруссии со времен президентских выборов 2004 года. Это эмбарго на поставки оружия, запрет на продажу полицейской техники и оборудования (которые режим Лукашенко все равно либо производит сам, либо закупает в России), а также серия мер по замораживанию активов и введению запретов на зарубежные поездки белорусского руководителя и его ближайших соратников. Санкции во многом похожи на те, что были введены против России из-за аннексии Крыма, хотя они менее серьезны, чем те меры, что были приняты после уничтожения в прошлом году в небе над восставшей восточной Украиной пассажирского авиалайнера.
Но эти санкции постепенно исчезают. Старейший футбольный клуб страны минское «Динамо», бывший когда-то советской легендой, какое-то время не мог играть на европейских состязаниях, потому что Юрий Чиж, чья фирма «Трайпл» является владельцем команды, попал в санкционный список. В этом месяце Европейский суд снял санкции с Чижа и с «Динамо», заявив, что Европейскому совету не удалось установить связи бизнесмена с режимом Лукашенко, хотя он получил от правительства множество льгот. А накануне выборов в Белоруссии ЕС дал понять, что он готов отменить санкции против Лукашенко и еще 175 граждан Белоруссии.
Это якобы награда Лукашенко за то, что он в августе принял решение о помиловании шестерых известных политзаключенных, которых держали за решеткой в связи с организацией самых крупных антиправительственных протестов в 2010 году, в которых приняли участие тысячи человек. Но более вероятно то, что это такой пряник, которым Лукашенко был награжден за сближение с Западом после вторжения России в Крым.
Лукашенко открыто раскритиковал российскую агрессию на Украине, а его режим продает оружие киевскому правительству, выступающему против Москвы. Он также отказался дать разрешение на размещение российской авиабазы под Бобруйском, хотя переговоры по этому вопросу шли очень долго. В последнее время Минск посещают натовские и даже американские официальные лица, пытающиеся узнать, искренне ли желание Лукашенко переметнуться вместе со своей страной в западный лагерь.
Проблема всей этой активности в том, что искренен Лукашенко только в одном — в своем желании сохранить власть. Путин знает об этом, потому что тесно сотрудничает с ним на протяжении 15 лет. Прозападные склонности белорусского лидера не помешали ему получить в августе от России кредит на 760 миллионов долларов. Хотя Лукашенко готовит к высокой должности своего 11-летнего сына Николая, Путин знает, что в критической ситуации фальсифицирующий выборы диктатор побежит за помощью к нему, а не к Брюсселю.
«Это хорошо известная игра, — сказала Алексиевич про Лукашенко на берлинской пресс-конференции. — Когда в России что-то плохо, он поворачивается к Европе — а там всякий раз новое руководство, которое приходит каждые четыре года. И новые люди думают, что смогут победить Лукашенко в его игре. И они пытаются и пытаются это сделать, не осознавая, что он ненадежен».
Диктаторы как древние рептилии, научившиеся выживать при любых изменениях климата, используя другие виды, но не дружа с ними. Тем европейцам, которые считают, что Лукашенко может в конечном итоге перейти на их сторону, следует иметь в виду, что его навыки, взгляды и ДНК гораздо больше похожи на путинские, чем на их собственные. Когда они делают шаг ему навстречу, у Путина это вызывает лишь циничную улыбку.