Мемориал жертвам депортации был для большинства чеченцев не столько памятником погибшим в многолетней ссылке землякам, сколько своеобразным символом возрождения нации и в какой-то мере символом эпохи 90-х, когда Чечня обрела фактическую независимость. Это был, наверное, единственный в республике памятник, который без всякого преувеличения можно назвать народным.
Чурты, которыми после выселения чеченцев были вымощены дороги, выложены фундаменты зданий и даже свинарники, свозились в Грозный практически из всех районов республики. Мой друг привез обломок чурта уже после его постройки в 1992 году. Надгробный памятник, украшенный национальным орнаментом и надписью на арабском языке, он нашел, разбирая старый, постройки 60-х годов катух — небольшой хлев на приусадебном участке дома. Прежние хозяева использовали его в качестве подпорки столба, сдерживавшего крышу.
Во времена независимой Ичкерии 23 февраля каждого года у мемориала собирались тогдашние лидеры республики и духовенство, здесь совершались молитвы по погибшим в годы ссылке вайнахам, и здесь же солдаты вооруженных сил ЧРИ принимали воинскую присягу.
В первую русско — чеченскую войну мемориал, представлявший собой стену с надписью «Духур дац! Доьлхур дац! Диц дийр дац!» — «Не сломимся! Не взрыдаем! Не забудем!» — с установленными перед ней чуртами, был серьезно поврежден, а основная часть композиции – рука с кинжалом, разрушена. После войны памятник восстановили в прежнем виде.
За время второй русско-чеченской войны комплекс опять подвергся частичному разрушению: надпись на стене была полностью уничтожена, но все остальное сохранилось. Примечательно, что ни временные администрации, возглавляемые первоначально русскоязычными чиновниками, ни военные комендатуры, действовавшие в Грозном в обе войны, не стали сносить памятник.
В 2011 году Рамзан Кадыров объявил, что республика должна отмечать те же праздники, что и вся Россия. 23 февраля россияне празднуют День защитника Отечества, то есть день военных, который воспринимается также как праздник всех мужчин.
В связи с этим Кадыров установил новый праздник: День памяти и скорби народов Чеченской Республики, который (совершенно не случайно) назначили на 10 мая, то есть на день, в который был похоронен отец нынешнего президента — Ахмат Кадыров.
Один чиновник так объяснял выбор даты: «день депортации приходится на праздник Красной Армии, «первого президента» Чечни, Ахмата Кадырова, убили в День Победы. (…) Поэтому перенос дня памяти и совмещение всех трагических дат нашей истории представляется вполне логичным и оправданным».
Этим все не ограничилось. Недавно из мемориального комплекса «Аллея славы», который находится в центре Грозного у начала проспекта Владимира Путина, исчез вагон-«теплушка», такой, в которых в 1944 году вывозили чеченцев и ингушей. А накануне традиционной годовщины в чеченской столице начался демонтаж вышеупомянутого памятника. Он состоял из надгробных плит, из которых к небу тянулась рука с кинжалом.
За памятником было помещено изречение, приписывающееся Джохару Дудаеву: «Не сломимся! Не взрыдаем! Не забудем!» Место, где стоял монумент, тоже не было случайным: поблизости располагалось здание НКВД, в подвалах которого расстреливали людей.
Памятник пережил обе войны, получив лишь небольшие повреждения. Казалось, что именно с него должно начаться восстановление Грозного, но вместо этого монумент обнесли забором высотой в три метра. В 2008 году для памятника нашли новое место: на окраине, рядом со свалкой. Против этой идеи выступили жители города при поддержке общества «Мемориал».
По материалам СМИ,
Chechenews.com
12.02.18.