В конце прошлой недели Владимир Путин пошел ва-банк и сделал наглый геополитический ход, перебросив баллистические ракеты в Калининградскую область, которая находится на Балтийском море к северу от Польши и со всех сторон окружена странами НАТО.
Как я уже говорил в пятницу, развертывание Кремлем в Калининградской области ракет «Искандер», способных нести ядерный заряд, — это прямой вызов Североатлантическому альянсу, поскольку теперь вся территория Польши и прибалтийских республик находится в зоне досягаемости этих ракет и, соответственно, внезапного ядерного удара. Поскольку подлетное время «Искандера» от Калининграда до Варшавы составляет всего две минуты, технически НАТО не сумеет никого предупредить.
В военном плане это кардинально меняет расклад сил в регионе. Да и в политическом это тоже чревато серьезной дестабилизацией. Это не что иное, как Карибский кризис регионального масштаба, причем в данном случае Москва размещает ядерные ракеты рядом с западным лагерем, обретая стратегические преимущества. Почему Путин поступил таким образом всего за три месяца до ухода Обамы из Белого дома, — это ключевой вопрос, и ответ на него вскрывает тревожную истину. В пятницу я писал:
Это прямой вызов Москвы Вашингтону и Владимира Путина лично Бараку Обаме. Офицер КГБ из Кремля стремится в последний раз унизить нашего президента, прежде чем тот покинет свой пост. А почему бы и нет? Пока такие безрассудные выходки приносят русским успех, поскольку Обама предпочитает отводить взгляд и надеяться на лучшее всякий раз, когда Москва неправильно себя ведет.
Кремль уже не скрывает свои действия, хотя они очень сильно ослабляют европейскую безопасность. Зная, что президент Обама ничего не сделает, Москва теперь открыто хвастается своей уловкой с «Искандерами». Заявляя, что этот шаг не является секретом, и что это просто часть военных учений, кремлевские средства массовой информации ничего не утаивают в этой истории.
В субботу официальный представитель российского Министерства обороны дал понять, что военные хотят, чтобы американцы знали об этом агрессивном шахматном ходе. «Никто не делал большого секрета из транспортировки ракетного комплекса „Искандер“ на сухогрузе „Амбал“», — заявил генерал Игорь Конашенков, добавивший, что один комплекс «Искандер» был специально выставлен на палубе, когда русские узнали, что над ним пролетит американский разведывательный спутник.
Мы вступили в опасный период, который будет продолжаться до 20 января. Сейчас русский медведь не без оснований считает, что ему все сойдет с рук, и что он не столкнется ни с какими последствиями.
Даже для кремлевского сидельца это наглый поступок, хотя официально Россия заявляет, что ничего особенного в переброске «Искандеров» в Калининград нет. Один из главных кремлевских руководителей по вопросам безопасности Франц Клинцевич (тот самый, который в июне публично признал, что Эдвард Сноуден — агент российской разведки) постарался сгладить всю эту историю. Соседним странам типа Польши и Литвы «не следует бояться» этого шага, потому что он является составной частью учений российской армии, которая, как добавил он, «ни с кем не воюет».
Польский министр обороны Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz) в своем заявлении столь же прямолинейно рассказал о размещении «Искандеров» на границе Польши: «Последние действия Российской Федерации вызывают глубокую озабоченность». В частном порядке представители польского военного ведомства выражают серьезную тревогу, отвергая утверждения Кремля о том, что это «просто учения».
«Путин сейчас играет всерьез», — заявил в Варшаве высокопоставленный руководитель из военного ведомства, указавший на то, что военные и разведывательные действия его страны в ответ на путинский гамбит с «Искандерами» «соответствуют новой ситуации». Истинная проблема для Варшавы — это не только Путин, чье плохое поведение поляки рассматривают в качестве «новой нормы», возникшей на восточном фланге альянса, но и президент Обама, бездействующий в этот час кризиса.
Пошел четвертый день с того момента, как Путин начал Карибский кризис в Балтийском море, а нашего президента не видно и не слышно. Ни Белый дом, ни Пентагон не делают публичных заявлений по поводу переброски «Искандеров». Американские военные приняли ряд тихих мер в ответ на действия России, в частности, начав полеты разведывательной авиации над Балтийским морем с задачей отслеживания кремлевских шагов. Но наших союзников в Восточной Европе очень сильно тревожит отсутствие какой бы то ни было публичной поддержки и демонстрации солидарности с НАТО со стороны Вашингтона, поскольку еще до этого инцидента они не очень-то верили в смелость Обамы.
Владимир Путин не сумасшедший, скорее, он оппортунист. НАТО и особенно США, которые в военном отношении намного сильнее России, позволят ему действовать безнаказанно. Барак Обама как будто уверен, что если разрешить Кремлю поступать так, как он пожелает, это принесет мир и стабильность. Украина и Сирия стали трагической демонстрацией того, что попустительство Обамы по отношению к Путину отнюдь не ведет к миру. Но в оставшиеся три месяца у нашего президента вряд ли появится твердость и решимость.
Наши союзники почти не верят Обаме, и кто может винить их за это? «Мы увидели, что произошло с его красными линиями в Сирии, — пошутил один высокопоставленный натовский руководитель. — Путин победил». Остается надеяться, что Кремль верит в восточноевропейские красные линии больше, чем военные в Польше и Прибалтике. Сдерживание дает результат только тогда, когда оно убедительно — для всех сторон. Президенту Обаме пора оторваться от игры в гольф, которой он сегодня занимается, и публично успокоить наших натовских союзников, если мы хотим предотвратить новые опасные выходки Путина.
Сейчас в путинской игре в кошки-мышки, которую ведет Кремль с целью установления политического контроля над Восточной Европой, появился новый элемент — ядерное оружие. Азартная игра Москвы с «Искандерами» открыла новый и очень опасный этап в этом матче, который может закончиться летальным исходом. Сегодня появились новости о том, что мэр родного для Путина города Санкт-Петербурга утвердил суточные нормы хлеба на случай войны. Это очень тревожный сигнал, указывающий на то, каковы сейчас умонастроения в Кремле. До 20 января еще много времени.
Джон Шиндлер — эксперт по безопасности, бывший аналитик Агентства Национальной безопасности и офицер контрразведки. Он специалист по шпионажу и терроризму. Он также служил в ВМС и преподавал в военном колледже. Шиндлер опубликовал четыре книги.
Источник: The Observer, Великобритания
11.10.16.