Я, Нажмуддин Гоцинский, далекий от мысли опираться на свои силы, опирающийся на силу Аллаха; когда я отправился на Андийскую гору, там ко мне собралось бесчисленное множество народа: чеченцы и другие кавказские народы. Они меня избрали имамом и постановили подчиняться всем моим повелениям.
Я им сказал: «Если так, то вернитесь к себе, усвойте себе все то, что является обязанностью каждого мусульманина, остерегайтесь преступлений, запрещенных Всевышним: убийства, воровства, разбоя, грабежа, подчинитесь своим алимам, соберите войска, способные охранять свободу и шариат, дайте свободу вероисповедания всем христианам и другим иноверцам и не причиняйте врела русским войскам, давшим нам свободу».
Когда же я вернулся в Анди, по совету моих единомышленников, большинство собравшегося там народа нашли лучшим назвать меня Шейх-уль-исламом или муфтием, это было сделано для того, чтобы мусульмане и русские, не бывшие в курсе этого дела, не подумали, что с избранием имама нарушатся мирные соглашения между русскими и мусульманами. Дело обстоит не так, главнейшая цель — следующая: установить еще теснее взаимоотношения между нашими и русским народом, устранить всякую возможность беспорядков и столкновений между ними.
Кроме того, есть еще причина: многие учившиеся в русских училищах мусульмане, не соблюдая уважения к шариату, пошли против заветов пророка Мухаммеда (с.а.а.в.), объявляя беззаконным многоженство и давая право замужним женщинам разводиться с мужьями для того, чтобы обзавестись другими мужьями. Поэтому, для охраны шариатской неприкосновенности, для борьбы с его нарушителями и для применения в жизни законов шариата, требуется один духовный глава.
По этим причинам и по причине опасения за шариат и порядок собравшиеся от каждой губернии Кавказа умные представители, уполномоченные от своих губерний и народов, просили меня принять на себя духовное главенство. Они обещались мне подчиниться, как охраняющему шариат и их народы избрали меня.
Если будем говорить о том, как меня называть, то самое лучшее название, которое я хотел бы себе присвоить – это пастух. И не будь этих важных причин и необходимости моего посредничества, я бы не дал согласие ни на какие просьбы принять такое звание. Поэтому я дал согласие и по моим силам готов работать для шариата и для народов, придерживающихся его, готов пожертвовать своею жизнью, имуществом и семьей.
Ввиду этого, эй, алимы Кавказа и других областей, эй, вы, шейхи, представители городов, сел, умные, ханы, молодые мужчины, храбрецы, богачи, губернаторы, верующие в Бога и в Его Страшный Суд, надеющиеся встретиться с Богом, почитающие Святой Коран и Каабу, я вас призываю от имени Ислама, помогите мне по мере ваших сил в этом ответственном деле: алимы – званием, шейхи – молитвой и советами, разумные – умом, богатые – имуществом, смелые – храбростью, доктора – медициной, инженеры – технической наукой, все профессионалы – своей профессией. Помогите мне все!
Люди, которых слушаются народы, пусть ходят по городам и селам и увещают народы, и учат их.
Возможно следующее: в народах есть такие люди, которые, не признавая шариата, удовлетворяются одним присвоенным себе званием мусульманина. Они не знают, что если они будут отвергать хотя бы одну букву шариата, они уйдут далеко от религии и выйдут из числа мусульман, если даже они ночи напролет будут проводить в молитвах.
Шариат имеет свои определенные границы и законы. С помощью Бога назло этим отступникам мы будем вводить шариат, ни на букву не отступаясь, вводить в его в неприкосновенной и незыблемой целостности.
Отныне пусть народы, взявшие на себя обязанность охранять шариат и свободу, организуют шариатский строй, а для расходов на этом пути – сарматские казначейства. Пусть занесут в алфавитные журналы имена лиц в народах, взявшие на себя охрану шариата и свободы, определят руководителей и администраторов.
Эй, кавказские мусульмане! Не причиняйте вреда и ущерба иноверцам, грузинам, русским и евреям. Уважайте соседство. Если между ними есть такие лица, которые враждуют и не отступают от этого, то дайте им небольшой срок. Возможно, они одумаются, а если не опомнятся, то дайте им должное возмездие. Эй, кавказский народ! Шафииты, ханафиты, шииты, находящиеся на юге и находящиеся на севере! Все вы братья друг другу! Объединяйтесь и не разъединяйтесь!
Если вы не объединитесь, то ваша сила будет незначительной, не отступайте от единства! Того, что есть на севере, нет на юге, один из вас богат наукой, другой – умом, третий – смелостью, выносливостью, пусть каждый из вас даст другому свои силы. Недостаток одного пополнит другой. Будьте бдительны в это опасное время. Один Бог знает, какое нас ждут будущее! Я боюсь, что спящие возбудят пробуждающую их тяжелым ударом безрассудную слепую анархию. Тогда спящим будет горько, и сон их не принесет им пользы.
Повелитель правоверных, да будет благословенно его имя, сказал: «Умный человек думает о бедствии, пока оно не совершится, тогда для него это бедствие не является неожиданностью, и он его не боится, так как он подумал о нем заранее».
Мое последнее слово к вам, эй, мусульмане! Я – человек, явившийся для воскрешения умершей части шариата. Не добиваюсь ханства. Я не облачаюсь ни в какой иной «аба», кроме как в рубище раба. В этом деле я призываю вас помочь мне. Тот, который отступится от помощи мне, явится на том свете моим врагом перед Страшным судом. Если же между вами будет человек, который скажет, что не будет подчиняться пастырю (т.е. самому Гоцинскому – М.Д.), я ему отвечу: «Если для этого есть другой подходящий и готовый для этого дела пожертвовать своею жизнью, то я первым подчинюсь ему и беспрестанно буду чистить ему ноги».
С этим моим воззванием я обращаюсь не к одному народу, а ко всем мусульманским народам, куда только оно не дойдет, и я их призываю приложить все силы к оживлению шариата. Вас-салам ва калам Да пошлет нам силы Всемогущий Аллах!
Нажмуддин
Опубликовано в газете «Джаридату Дагъистан».
10 сентября 1917 г.
Перевод с арабского
http://murtazali.livejournal.com/73177.html
10.06.16.