В телешоу печально известного Соловьёва уже неединожды всплывало сравнение Карабаха с Чечней. Дескать, и там и там проблема сепаратизма. Чаще всего данное сравнение проистекает от гостей, представляющих позицию азербайджанской стороны.
Нет, я конечно, понимаю, что Соловьёв предпочитает давать слово лицам с низкой социальной ответственностью, и позиция этих горе-экспертов не отражает консолидированной позиции азербайджанского общества, среди которого, я уверен, немало сопереживавших чеченцам, но всё же не могу решительно не высказаться против подобных сравнений, от кого бы они не исходили.
Так вот, конфликты в Чечне и Карабахе не похожи даже отдалённо и вот почему:
1. Чечня не выходила из состава России, а вышла из состава СССР, после того как получила статус союзной республики, воспользовавшись правом на отделение, которое было прописано в конституции СССР. А в состав Российской Федерации Чечня банально не входила — РФ возникла на 2 года позже, чем суверенная Чеченская республика. Конституция РФ была принята на год позже, чем конституция Чеченской республики.
2. Чечня аргументировала правом на самоопределение чеченского народа, в соответствии с международным правом и советскими законами. В отношении же армян право на самоопределение УЖЕ РЕАЛИЗОВАЛОСЬ созданием независимой Республики Армения 23 августа 1990 года. Что касается Карабаха, то карабахцы не являются отдельной нацией, чтобы самоопределятся — там проживают те же армяне (не считая изгнанных ранее азербайджанцев), что в Армении. Значит, это уже не проблема сепаратизма, а проблема территориальных притязаний одного государства на земли другого
3. Несмотря на то, что Россия отказывала Чечне в праве на суверенитет, Россия и всё международное сообщество признавало государственность(!) Чечни, что она является субъектом международного права(!) и полноценной стороной переговоров. Спор между Россией и Чечней шел за статус(!) чеченского государства, но не за саму государственность. Что касается т. н. Карабахской Республики, то ни Азербайджан, ни вообще кто-либо в мире, включая даже Армению, не признаёт ни её государственность, ни что она является стороной переговоров.
4. Помимо того, что Россия признавала государственность Чечни, она так же признавала легитимность его правительства. Россия напрямую вела переговоры с руководством Чеченской Республики Ичкерия, встречаясь с ичкерийскими президентами прямо в Кремле, заключая с ними договора и т. п. Но не только Россия признавала легитимность чеченского правительства, но и всё международное сообщество. Международные наблюдатели присутствовали на выборах Дудаева и особенно Масхадова. Переговоры с ичкерийскими президентами вела не только Россия, но и многие страны мира — Великобритания, Турция, Саудовская Аравия, Кувейт, Малайзия, Грузия, Афганистан и т. п. Даже конгресс США – и то принимал некоторых министров ЧРИ. Ничего подобного не наблюдается в отношении КНР — её «правительство» не признано никем, оно не считается легитимным.
5. Между Чечней и Россией был заключён полноценный мирный договор в 1997-м году, официально именуемый «Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ». Согласно этому документу, Чечня признавалась субъектом международного права и все, повторяю ВСЕ, конфликты между Чечней и Россией должны были решаться исключительно мирным путём, путём переговоров между законными властями России и Чечни. Этот мирный договор был нарушен российской стороной, когда после пограничного конфликта в Дагестане (в котором чеченская армия вообще никакого участия не принимала), Россия отказалась вести переговоры с легитимным правительством Масхадова и начала войну. У Азербайджана же никаких договоров с КНР нет. Правительство КНР Азербайджан не признавал никогда и ни с кем из руководителей КНР официальные встречи Баку не проводил
6. Чеченцы требовали независимости в рамках официально(!) признанных границ Чеченской Республики. Чечня не требовала присоединить к себе все территории, на которых исторически проживали чеченцы (тогда бы чеченцы могли претендовать на территории от Дарьяла до Каспия). Например, чеченцы, которые борются за восстановление Ауховского района, не требуют его отделения от Дагестана — они лишь хотят, чтобы людям позволили вернутся в свои дома и чтобы чеченцы Дагестана стали полноправным сообществом внутри этой республики. Все пограничные споры (с Дагестаном и Ингушетией) чеченцы решали исключительно путём переговоров и договоров. Что касается Армении, то она помимо того, что претендует на Карабах, оккупировала ещё 7 чисто азербайджанских районов, а так же выдвигает территориальные претензии к соседней Турции, требуя от последней половины её территории, якобы положенной Армении по Севрскому договору 1920(не был ратифицирован турецкой стороной)
7. До конфликта в Карабахе армяне и азербайджанцы проживали мирно. Во всяком случае, армяне не подвергались геноциду со стороны азербайджанцев. Чеченцев же в 1944-м году поголовно погрузили в товарные вагоны для скота и отправили в Сибирь и Казахстан, от чего умерло 50% народа. Тех, кого не смогли депортировать по причине нетранспортабельности, заживо сожгли в сараях (как в Хайбахе) или утопили в озере(как в Галанчоже). И это только наиболее чудовищные примеры, но помимо этого, ни в мирное, ни в военное время чеченцам не было житья в составе России во всех её ипостасях(Российская Империя, СССР, РФ) — поэтому желание отделится от России не было для чеченцев капризом — это был вопрос физического выживания народа, который неоднократно за последние 200 лет находился на грани полного истребления.
Как видно, конфликты в Чечне и Карабахе — абсолютно разные. В первом случае мы действительно имеем дело с правом нации на самоопределение, а во втором случае — с территориальным спором между двумя государствами.
Да, армянская сторона неуклюже пытается замаскировать собственную оккупацию под проблему сепаратизма, потому что согласно международному праву (т. н. «мадридским принципам») с СЕПЕРАТИСТАМИ НЕ ПРИНЯТО ВОЕВАТЬ. С ними ведут переговоры, договариваются, торгуются, но не воюют. Во всяком случае, цивилизованные страны.
Поэтому Великобритания не стала бомбить Шотландию, когда шотландцы захотели отделиться, а позволила им провести референдум. И Канада тоже не стала утюжить Квебек — там аж два(!) референдума провели за отделение. В США так вообще сразу несколько сепаратистских движений и партий, но они не только не преследуются, но их члены активно участвуют в выборах и даже становятся губернаторами.
Кстати, небезызвестный Чак Норрис является сторонником независимости штата Техас, но что-то не припомню, чтобы его преследовали за это. Что касается, тех азербайджанцев, которые называют проблему Карабаха «борьбой с сепаратизмом», то они льют воду на мельницу противоположной стороне.
(на фото — подписание мирного договора между президентами России и Чечни, Борисом Ельциным и Асланом Масхадовым)
Chechenews.com
11.10.2020.