Братислава проигнорировала запрет Комитета ООН по правам человека на экстрадицию ингуша Аслана Яндиева в Россию. По мнению правозащитников, ему грозит длительный срок по сфабрикованному делу.
Остановить процедуру экстрадиции Аслана Яндиева в Россию Комитет ООН по правам человека решил в июне. Об этом хлопотал словацкий адвокат Лукас Опетт. Министерство юстиции в Братиславе сначала согласилось с решением Комитета, но потом неожиданно передумало. Благотворительная ассоциация «Vyfond» (Швеция) привлекла к защите Яндиева еще одного адвоката со значительным опытом работы в экстрадиционных делах. Но остановить бюрократическую машину не удалось.
Чиновники проигнорировали обращения правозащитников и многочисленные публикации в словацких и международных СМИ, утверждавших – вина Яндиева не доказана, а в России его ждут пытки и фальсификация уголовного дела. Они основывались, в частности, на материалах Комитета «Гражданское содействие» и правозащитного центра «Мемориал», а также на опыте других граждан России, экстрадированых из государств Евросоюза.
Как Яндиев стал «террористом»
Зоотехник Аслан Яндиев проживал с семьей в Пригородном районе Северной Осетии. МВД республики связывает его с тремя ингушами, осужденными в 2006 году. Умар Хадзиев, Алихан Оздоев и Рустам Цуров были приговорены к длительным срокам заключения по обвинению в участии в незаконном вооруженном формировании, терактах и убийствах.
По словам Тимура Яндиева, брата Аслана, Хадзиев, Оздоев и Цуров заявили в суде, что под пытками оговорили жителя Назрани Мурада Гасаева и Яндиева. Они обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой на пытки, но решения по их жалобе до сих пор нет. Именно показания троих земляков стали основанием для возбуждения дела против Яндиева, считает семья арестованного ингуша.
«Он болел постоянно, с детства, лежал в больницах. Он нигде не воевал», – сказал в комментарии «Кавказ.Реалии» Тимур Яндиев.
Мурад Гасаев, которого обвинили с Яндиевым по одному делу, был арестован, подвергся пыткам, но выдержал и не оговорил себя. За отсутствием доказательств был освобожден. Впоследствии он покинул Россию и получил статус беженца во Франции. «Мемориал» и «Гражданское содействие» в своем обращении по делу Яндиева отметили, что с тех пор ситуация с соблюдением прав человека в России ухудшилась, и Аслану Яндиеву на освобождение рассчитывать не приходится.
По неофициальной информации Аслан Яндиев покинул Россию по поддельным документам. Его мать сообщила «Мемориалу», что он безуспешно пытался получить убежище в Словакии, после отказа обратился за защитой в Швейцарию и Бельгии. И опять неудачно. Его выслали в Словакию, где он уже под своим именем повторно обратился за статусом беженца. После этого он был арестован и семь лет провел в словацкой тюрьме.
Адвокат Лукас Опетт, защищавший Яндиева, дважды обращался в Европейский суд по правам человека, но в Страсбурге отказались остановить экстрадицию. Такое решение принял Комитет ООН по правам человека. Министерство юстиции Словакии сначала согласилось с решением Комитета ООН, но вскоре передумало. Есть основания считать, что причины такого решения – политические. Молодой, но опытный адвокат Опетт работает в юридической компании «Коликова и партнеры», совладелица которой Мария Коликова имеет серьезные связи в словацком Минюсте.
Представитель благотворительной организации «Wayfond» (Швеция) Амина Садулаева в комментарии «Кавказ.Реалии» предположила, что смена правительства в Братиславе в марте текущего года стала одной из причин такого решения министерства.
Типичное дело
Дело Яндиева – не уникальное, говорит Амина Садулаева. «Такое случается часто, особенно в Германии. Случай, который также попал к нам очень поздно – это экстрадиция Адама Албакова. Факт фабрикации уголовного дела в отношении него был настолько очевиден, что доказывать обратное казалось бессмысленным. О том, что российская прокуратура придумала эти обвинения, знали и сами немецкие власти, однако посчитали, что они могут поверить российским гарантиям и выдать нашего соотечественника на их ‘справедливый’ суд. Дальнейшая судьба Адама нам неизвестна», – сказала она. «Гражданское содействие» и «Мемориал» в своем документе по делу Яндиева приводят историю с похищением в Москве в 2015 году чеченца Заурбека Жамалдаева, ранее депортированного из Польши. После исчезновения Жамалдаева о его судьбе ничего не известно.
ФСБ уже подтвердила, что Яндиев был доставлен в Москву. Ожидается его этапирование в Северную Осетию. «Думаю, что и суд, и следствие будет проходить здесь, хотя официальных данных, что Аслан уже в республике, пока нет», – сказал Тимур Яндиев в комментарии «Кавказ.Реалии». Он добавил, что сделал все необходимое для подписания договора о юридической помощи брату с адвокатом Андреем Сабининым, известным по делу журналиста Николая Семены в Крыму, а также по истории украинца Павла Гриба и ряду других резонансных дел, расследованных ФСБ. Сам Сабинин сказал «Кавказ.Реалии», что пока не готов комментировать перспективы дела Яндиева.
«Я в дело еще не вступил, клиента, моего подзащитного еще не видел, в Следственный комитет оригинал моего адвокатского удостоверения, ордера не представлен. …Самое главное – это отсутствие согласия доверителя на оказание ему этой помощи. И должно быть его согласие на комментирование дела в СМИ», – отметил Сабинин.
Юристы, причастные к делу Яндиева, говорят, что мотивы решения словацкого Минюста экстрадировать тяжело больного ингуша за пределами их профессиональных интересов. С ними согласен бывший профессор Кубанского университета (Краснодар), а ныне проживающий в Украине беженец Михаил Савва. «Во многих государствах есть политически мотивированные чиновники, особенно когда речь идет о мусульманах. Яндиева называли ‘членом банды Басаева’, хотя это не доказано.
Но для властей Словакии этого оказалось достаточно», – отметил политолог. Он не исключил, что словацкие чиновники могли руководствоваться экономическими мотивами, а также считает возможным использование шантажа и подкупа против словацких должностных лиц со стороны российских спецслужб.
Савва назвал игнорирование Братиславой запрета экстрадиции Комитета ООН серьезным вызовом для правозащитников. «Если не будет с их стороны адекватного ответа, такие случаи будут повторяться», – предупреждает политолог.
Chechenews.com
20.07.18.