«В конюшне погибли 14 моих родственников. Самый старший, 110-летний, был мой дядя Тута.
Самыми маленькими – близнецы, которые родились той же ночью в этой конюшне.
Всех их сожгли заживо или расстреляли, когда они пытались спастись от огня», — говорит Саламат Гаев и перечисляет всех своих родственников по именам.
Он говорит без особых эмоций, поскольку изучал историю своей родни более 50 лет. Историю и преступление, которое, несмотря на то, что были выкопаны обгоревшие останки, никто не хочет признавать.
В качестве страшного пропагандистского примера преступлений нацистской Германии времен Второй Мировой войны Советский Союз в течение десятков лет приводил кровавую баню в белорусской Хатыни. В отместку за убитых красными партизанами немецких солдат в 1943 году эсэсовцы сожгли заживо или расстреляли 150 жителей деревни.
Саму деревню сровняли с землей. В 1969 году на месте деревни был установлен солидный монумент, а также открыт мемориал в честь погибших жителей деревни. В 1986 году Элем Климов снял о трагедии еще более мощный фильм «Иди и смотри». (Одного из главных нацистов в нем сыграл Юри Лумисте).
О трагедии родственников 75-летнего Саламата Гаева в мире знают единицы. Даже в Чечне это такая тема, на которую, конечно, говорят, но чаще предпочитают помалкивать. На месте их убийства не установлено даже скромной памятной таблички. Фильм, который начали снимать, из-за сильнейшего противодействия до сих пор не доделан. А о произошедшем написана всего одна книга.
В горной чеченской деревне Хайбах расстреляли или сожгли заживо несколько сотен человек. У Ибрагима Бабаева в деревенской конюшне сгорели жена, семеро детей и трое внуков – всего 19 близких родственников.
«Аналога этому преступлению не было ни в советское время, ни вообще в истории России. Советская власть просто выбрала людей по этническому признаку и подожгла их вместе с детьми, женщинами и стариками», — сказал Руслан Коконаев, который несколько лет назад начал снимать об этой трагедии фильм «Приказано забыть», который из-за сопротивления Министерства культуры России до сих пор не удалось довести до конца.
Причиной трагедии в деревне Хайбах была депортация чеченцев в феврале 1944 года. Лидеры Советского Союза Иосиф Сталин и Лаврентий Берия поставили перед пресловутой спецслужбой НКВД задачу выслать всех чеченцев в Среднюю Азию.
Это было наказание за общие антисоветские настроения после принудительной коллективизации, а также за предположительное сотрудничество с немцами во время войны, хотя армия нацистской Германии даже не дошла до границ современной Чечни.
Тогда были депортированы почти полмиллиона чеченцев и ингушей. Из семьи Саламата Гаева, например, были депортированы 115 человек, 74 из которых умерли в Казахстане или в Хайбахе.
Исчезнувшая с современных карт деревня Хайбах находилась в горах, недалеко от Грозного в сторону Грузии, с другой стороны упираясь в перевал, высотой в 1500 метров. По приказу полковника НКВД Михаила Гвешиани в Хайбах – который по иронии судьбы являлся центром колхоза, носившего имя Берии – согнали жителей пяти окрестных деревень. Большей частью из них были старики, женщины и дети, поскольку многие мужчины и подростки успели сбежать в горы.
В запланированный день депортации погода внезапно испортилась, пошел густой снег и из-за того, что горные дороги стали непроходимыми, солдаты НКВД не смогли доставить людей в пункт сбора, которым был железнодорожный вокзал.
Поэтому Гвешиани приказал разместить всех чеченцев на ночлег в конюшне, а на утро пожечь ее. Когда конюшня уже горела и люди вынесли ворота, Гвешиани отдал приказ солдатам стрелять.
По различным данным, в Хайбахе убили 200-700 человек. По утверждению заместителя министра юстиции Советской Чечни Дзаудиха Малсагова, в конюшне похоронили 600-700 человек.
Малсагов приказал арестовать Гвешиани на месте, а позже он был депортирован вслед за своим народом в Казахстан. После смерти Сталина и Берии Малсагов, как свидетель страшного преступления, нашел возможность дать письменные показания о произошедшем в Хайбахе новому лидеру СССР Никите Хрущеву во время его визита в Алматы (тогда Алма-Ата).
«Хрущев говорил с ним два часа и сообщил, что если это не отвечает действительности, то он будет отвечать за это своей головой, — говорит сделавший сбор свидетельских показаний и материалов о трагедии делом всей жизни Гаев. – Хрущев поручил проверить утверждения Малсагова двум следователям по особо важным делам. Они работали несколько месяцев в Хайбахе и проводили эксгумацию останков людей. Но их выводы так и не были опубликованы, а сразу попали в закрытый архив».
Только во времена перестройки Михаила Горбачева в 1989 году в Чечне была опубликована первая статья о кровавой бане в Хайбахе. А первый основательный рассказ о массовом сожжении чеченцев в российских СМИ весной 1992 года опубликовала газета «Известия».
Позже новости о двух чеченских войнах заставили забыть о жесткой трагедии в Хайбахе, хотя в принятой в 2004 году в Европарламенте резолюции о геноциде чеченского народа была ссылка на массовое убийство 60-летней давности.
«После принятия резолюции мой дом окружили броневиками, вооруженные люди вторглись в дом, прямо из кровати отволокли меня в милицию и до утра продержали в клетке. Меня угрожали убить, если я открыто не скажу, что Хайбах – это неправда, что все это выдумка», — говорит бывший школьный учитель Гаев, который так и не отказался от доказательств, которые собирал в течение десятков лет.
Несмотря на старания Гаева, о трагедии в Хайбахе знают гораздо меньше, чем о трагедиях Хатыни, Лидицы и Милай, шокировавших мир в 20 веке. В чешской Лидице после убийства местного немецкого заместителя управляющего в 1942 году, нацисты убили 173 человека – всех подростков старше 15 лет и мужчин. А детей и женщин отправили в концлагерь, где умерли 60 женщин и 88 детей.
Во вьетнамской деревне Милай в 1968 году американская армия убила 350-500 местных жителей, в том числе женщин и детей. В то же время в Хайбахе не проходило военной операции: так страна поступила со своими гражданами.
Chechenews.com
10.05.19.