В прошлое воскресенье в Москве был задержан один из авторов российской Конституции Георгий Сатаров. Задержание было недолгим: полиция просто хотела разогнать демонстрацию либеральных противников Кремля на День Конституции, в которой участвовал Сатаров. «Тем не менее, этот случай наглядно показывает, насколько российская действительность отдалилась от того, что Сатаров и другие вкладывали в Конституцию в 1993 году.
И в этот вторник эта пропасть стала еще больше», — пишет Кристиан Эш на страницах немецкой газеты Frankfurter Rundschau о подписанном Путиным законе, который фактически разрешает России игнорировать решения международных органов. Отныне они будут исполняться только в том случае, если Конституционный суд РФ признает их соответствующими российской Конституции.
В действительности, комментирует автор, «закон в первую очередь направлен против Европейского суда по правам человека в Страсбурге, хотя он и не назван в законопроекте». Решения этого суда обязательны к исполнению для России, подписавшей Конвенцию о правах человека и являющейся членом Совета Европы. «Более того, порой Страсбургский суд приговаривал российское государство к значительным денежным штрафам. Величина только одной компенсации, которую Страсбургский суд в 2014 году присудил акционерам национализированного концерна Михаила Ходорковского ЮКОС, составила 1,9 млрд евро».
Поэтому конфликт между Москвой и Санкт-Петербургом (где расположен Конституционный суд), с одной стороны, и Страсбургом — с другой довольно стар, как стара и идея решить его в один миг с помощью нового закона, напоминает издание. «После же решения по делу ЮКОСа, на фоне нового внешнеполитического курса России сопротивление по поводу страсбургских директив значительно выросло», — говорится далее.
«Что все это будет означать на практике, пока неясно. Тем более что соблюдение международных норм и так довольно ясно закреплено в самой российской Конституции, а именно в 15-й статье, — заключает автор. — Также неясно, какие органы подразумевались в законе, помимо ЕСПЧ».