«Бывшие тролли» из Санкт-Петербурга сказали AP, что обвинения во вмешательстве в выборы, выдвинутые в США против 13 россиян, обоснованны. Реакцией Трампа на неопровержимые доказательства была лишь «лихорадочная и жалкая попытка защитить свое эго», критикует WP. СМИ пишут о сворачивании демократии в России и «спаде уверенности в американской демократии» во всем мире.
Агентство The Associated Press пообщалось с бывшими работниками петербургской «фабрики троллей». По их словам, обвинения во вмешательстве в выборы, выдвинутые в США против 13 россиян, обоснованны.
Марат Миндияров, работавший комментатором в организации с невинным названием «Агентство интернет-исследований», сказал AP: «Я верю, что это так и было и что это были они».
По словам Миндиярова, он провалил экзамен по языку, необходимый, чтобы попасть в отдел по работе в Facebook, где зарплата была двойная. Там работали «люди с превосходными языковыми навыками, переводчики, выпускники университетов», рассказал он. «Очень сложно сказать, что это пишет иностранец, потому что они прекрасно владеют языком».
По словам этого источника, в конце 2014 года около 400 человек занимали четыре этажа офисного здания. Смены били 12-часовыми, на «фабрике» были видео- и фотоотделы, «тролли» получали зарплату наличными.
«Мы работали в группе по три человека. Один играл роль негодяя, другой был героем, а третий придерживался нейтральной позиции», — рассказал Миндияров. «Мир в этих комментариях делился на черное и белое: Америка плохая, Путин хороший. Восхвалялось все, что связано с Путиным, и критиковалось все, что имеет отношение к Америке, «Гейропе» и так далее», — пояснил он.
Людмила Савчук, также экс-сотрудница российского отдела «фабрики троллей», сообщила агентству: «Посты и комментарии должны были формировать мнение российских граждан по определенным вопросам. Как мы видим, для других стран это тоже работает».
«Самый важный принцип — вести аккаунт как реальный человек, — добавила она. — Они создают реальных персонажей, выбирают пол, имя, место жительства и работу. Поэтому трудно сказать, что аккаунт был создан для пропаганды».
По словам Миндиярова, все «тролли» знали, что за этим стоит Евгений Пригожин, но доказательств ни у кого нет. Сотрудники не любили Пригожина: будучи владельцем кейтерингового бизнеса, он не удосужился открыть в здании кафетерий или столовую. «Пригожин не очень-то жаловал «троллей». Мог бы их хотя бы кормить», — сказал Миндияров.
Савчук осознала эффективность «фабрики троллей», увидев, что люди делятся мнениями и информацией, которые, как она знала, внедрили «тролли». «Они верили, что это их собственные мысли. Но я видела, как эти мысли формировались пропагандистами», — сказала она.
Журналист РБК Андрей Захаров, участвовавший в расследовании работы «фабрики троллей», прокомментировал AP список обвиненных в США россиян: «Они просто включили в него все имена, какие смогли найти. (…) Это не похоже на результат серьезного расследования».
Российские официальные лица ухватились за отсутствие в документе прямых доказательств — в частности, министр иностранных дел Сергей Лавров назвал обвинения «трепотней», передает издание.
«Президент Трамп прав в одном: в Москве, должно быть, «ржут по полной». Над ним», — пишет колумнист The Washington Post Юджин Робинсон.
«Когда Трамп столкнулся с неопровержимыми доказательствами того, что российские кибердиверсанты занимались работой по влиянию на выборы в 2016 году, воздействуя на избирателей из колеблющихся штатов ложью в соцсетях и даже устраивая реальные митинги, его единственной реакцией была лихорадочная и жалкая попытка защитить свое чувствительное эго», — отмечает автор статьи.
«Но разве я не был отличным кандидатом?» — вопрошал Трамп в Twitter.
Спецпрокурор Роберт Мюллер в деталях изложил, как усердно пыхтела группа наемных интернет-троллей в Санкт-Петербурге, чтобы посеять раздор в американской политической системе. «К началу — середине 2016 года операции обвиняемых включали в себя поддержку президентской кампании кандидата Дональда Трампа («кампании Трампа») и дискредитацию Хиллари Клинтон», — приводит Робинсон выдержку из обвинительного заключения.
«Вот же, черным по белому: Трамп был избран при активном содействии президента России Владимира Путина», — пишет колумнист. По его словам, у Трампа началась истерика — он пытался заявить, что обвинительное заключение подтверждает две вещи: что бы русские ни сделали, они не повлияли на исход выборов, а сговора между русскими и предвыборной кампанией Трампа не было.
«В глубине души он должен знать, что в обвинительном заключении ничего подобного не говорится», — подчеркивает Робинсон.
Поздним вечером в субботу продолжал писать в Twitter: «Единственный сговор был между Россией и жуликоватой Хиллари, Национальным комитетом Демпартии и демократами. Вспомните грязное досье, уран, выступления, письма и компанию Подесты!»
«Перестань смеяться, Владимир Путин. Ты надорвешься», — иронизирует колумнист.
«Президент Дональд Трамп, сердито реагируя на выдвижение обвинений против россиян за вмешательство в американские выборы, упускает более широкое и более пугающее явление: демократия, которую мы знаем, сейчас в опасности и, возможно, в упадке», — пишет обозреватель The Wall Street Journal Джеральд Ф.Сейб.
В обвинительном заключении спецпрокурора «показаны изощренные и непрерывные усилия России по использованию технологий, манипулирование соцсетями, традиционные секретные меры по подрыву американской политической системы. И, судя по всему, эти усилия продолжаются», говорится в статье.
Как пишет Сейб, это не просто пугающее явление, но и знак, что демократическая модель — издавна считавшаяся самой многообещающей для обеспечения мира и процветания — находится в опасности. «Демократия теряет позиции как международная сила. И по любому параметру американская демократия подрывает свое влияние как модель для остальных», — указывает журналист.
«В отчете Freedom House говорится, что и Россия, и Китай стараются заполнить вакуум, сформировавшийся в связи с уменьшением влияния демократической модели. Си Цзиньпин недавно объявил, что Китай прокладывает «пылающий новый путь», по которому за ним должны следовать развивающиеся страны, говорится в отчете. Это путь, подразумевающий политизированные суды, нетерпимость к инакомыслию и предопределенные выборы», — комментирует автор.
«В эту тенденцию вносят свою лепту спад уверенности в американской демократии и неспособность администрации Трампа продвигать демократию за рубежом», — сетует Сейб.
Все демократические идеи в России дискредитированы, сказал в интервью Sueddeutsche Zeitung Лев Гудков, глава «самого уважаемого социологического центра страны», как пишет корреспондент Юлиан Ханс.
Комментируя предстоящие выборы президента РФ, Гудков сказал: «Строго говоря, это не выборы вообще. Здесь нужно подобрать другие определения: плебисцит, может быть, одобрение, ритуал утверждения во власти того, кто там уже находится».
Высокий рейтинг Путина, по словам социолога, отражает, как и во всех авторитарных режимах, слабость госинститутов. «Полиция и судебная система защищают государство, а не права отдельных граждан. Поэтому мы наблюдаем перенесение надежд на лидера государства», — пояснил он.
«Аннексия Крыма со всей вытекающей из нее шовинистской эйфорией», по свидетельству социолога, «привела к расколу среди тех, кто поддерживал протестное движение». «Неожиданный рост популярности Путина, — сказал Гудков, — является следствием раскола оппозиции, точнее, группы тех, кто был недоволен президентом. Часть этой группы примкнула к путинскому большинству».
«Ситуация в корне изменилась, — сообщил социолог. — Государство в значительной мере ужесточило контроль над обществом и цензуру, внутренняя политика приобрела репрессивный характер. В определенной степени можно говорить о рецидиве тоталитаризма. Все демократические идеи дискредитированы — в этом и состояла суть антизападной политики начиная с 2012 года. Речь шла не столько о конфронтации с Западом, сколько о дискредитации ориентированных на Запад либералов внутри страны. Мы испытываем резкий рост искусственного традиционализма, можно сказать, фундаментализма», — указал Гудков.
«Около 65% населения России проживают в провинции (…). Конфронтация несет им по крайней мере символическое чувство удовлетворения. Жизнь лучше не становится, но в опросах люди говорят нам: мы показали всему миру зубы и вынудили уважать себя. Дурман пропаганды действует», — резюмировал Гудков.
https://www.inopressa.ru/article/20Feb2018/inotheme/trolls_obzor20.html
Chechenews.com
20.02.18.