Любители Советского Союза очень часто любят повторять — мол, в СССР плохо жилось только всяческим «нетрудовым элементам» и лентяям, а вот рабочим и крестьянам жилось очень хорошо, в этой стране они пользовались всеми правами и привилегиями.
Слово рабочего человека было законом, к нему прислушивалось даже самое высокое руководство. Когда заговариваешь с такими собеседниками о Новочеркасском расстреле 1962 года, то оказывается, что они о нем ничего не знают, либо знают, но не хотят говорить, либо отвечают в стиле «а в Америке Абама негров линчует!».
Новочеркасск в 1962 году — это пример борьбы простых людей за свои права, закончившейся трагедией. По-моему, этот случай пошатнул легитимность советской власти даже в глазах ее ярых адептов — ведь они часто любили повторять, что в отличие от «царской России с бесправными рабочими» в СССР их права уважаются. Получается, что революция ничего не изменила — осталась и бедность, и бесправие, и расстрелы демонстраций.
Под катом — рассказ о новочерскасской трагедии, случившейся в этот день 54 года назад.
Для более полного понимания того, что произошло в Новочеркасске, давайте для начала посмотрим на общую ситуацию в стране. К шестидесятым годам в СССР возникла трудная экономическая ситуация из-за очередной поддержки и спонсирования просоветских режимов в дальних странах (иностранные оборванцы в очередной раз оказались дороже собственных граждан), вдобавок из-за гонки вооружений сильно пострадала потребительская отрасль — Союзу даже пришлось закупать зерно за границей. У магазинов стали расти длинные очереди.
Из-за нехорошей экономической ситуации власти Новочеркасска решили пересмотреть расценки оплаты труда на Новочеркасском электровозостроительном заводе — расценки были снижены на 30-35%, это произошло поздней весной 1962 года. За несколько месяцев до этого, зимой 1962 года были увеличены и нормы выработки. А 1 июня по радио было объявлено о «временном» повышении цен на мясо, молоко и другие продукты. Сообщение повергло в шок всю страну, а рабочих Новочеркасска поставило на грань нищеты — этот город и до этого был небогатым, в магазинах были пустые прилавки, многие рабочие жили в бараках, а те, кто снимал комнату — тратил на это треть зарплаты.
1 июня 1962 года перед сменой рабочие пришли на митинг против повышения цен, в ходе которого директор завода Курочкин, увидев торговку с пирожками, бросил неосторожную фразу — «Не хватает на мясо — ешьте пирожки с ливером», чем вызвал всеобщее возмущение, после чего рабочие объявили всеобщую забастовку. Одна из групп рабочих включила заводской гудок. Стали появляться плакаты «Мясо, масло, повышение зарплаты», «Нам нужны квартиры».
В ночь на 2 июня в город были стянуты войска МВД и КГБ, в ряды протестующих стали внедрять «сотрудников в штатском». 2 июня, когда заводская территория уже не вмещала всех протестующих, митинг продолжился на центральной площади города, у обкома ЦК КПСС. К этому времени город был оцеплен войсками, территорию завода также был оцеплен армией. От армии поступило требование — выйти на работу, на что рабочие ответили — пусть работает армия, которая захватила завод.
Вот так вспоминают те события местные художники:
В здании горадминистрации были полно солдат — как пишут местные, все солдаты были кавказских национальностей, потому что власти боялись, что русские могут поддержать восставших. Во время переругивания с демонстрантами один из солдат разбил стекло и ударил прикладом женщину — после чего толпа хлынула в здание и захватила здание горкома. Начался митинг, во время которого сообщили, что ночью и утром в городе проводились аресты, многих арестованных избивали. На площади перед людьми появилось оцепление солдат — один из командиров вышел к людям и объявил, что получил приказ стрелять в толпу, а затем застрелился.
Но огонь был всё же открыт — как установило расследование, проведенное в 90-е годы, по толпе стреляли не солдаты. На крышах в центре города сидело 10 снайперов и было установлено 2 пулемета — предположительно из числа внутренний войск и КГБ. Доподлинно известно, что накануне трагедии в гостиницу «Дон» приехали «музыканты» в количестве 27 человек, которых вместе с «дирижером» немедленно поселили в указанных номерах, предварительно выселилив проживавших там постояльцев. Это очень похоже на расстрел киевского Майдана в феврале 2014 года из здания гостиницы «Украина».
В результате огня по людям погибло 26 и было ранено 87 человек — и это только по «официальным» данным, которые явно учли далеко не всех. Вся площадь была залита кровью. Погибших хоронили тайно и в разных местах, множество участников демонстрации прошли через лагеря и тюрьмы. Эти люди не протестовали против советской власти — они просто хотели справедливости и достойной жизни, за что и были уничтожены.
На следующий день, оставив тщетные попытки отмыть бурые пятна крови с асфальта, власти просто заасфальтировали площадь. В тот же день вечером на этой же площади власти города устроили танцы для молодежи, чтобы «та смогла отогнать от себя чуждые мысли»…
Иcточник: MAXIM_NM
18.09.17.