Главная » Новости » России не следует злить Турцию

России не следует злить Турцию

229313053

На повестке дня — наземная операция Турции против ИГИЛ. Анкара дает совершенно четкий сигнал, что в случае, если кризис в Сирии и показные операции против ИГИЛ будут продолжаться в прежней форме, она не будет воздерживаться от военных действий по защите туркмен в регионе и других своих интересов на турецко-сирийской границе. Кому предназначается это послание?

В первую очередь — России. Сигнал, который Анкара дает Москве, совершенно ясен: «Под знаменем „борьбы с ИГИЛ“ Россия наносит удары по оппозиции, противостоящей Асаду и ИГИЛ в регионе, и расчищает путь для Партии „Демократический союз“ (PYD). Турция не может сидеть сложа руки, когда меняются балансы в регионе. Анкара сделает все необходимое, чтобы противостоять попыткам провести здесь политику свершившегося факта».

***

Этим сигнал не ограничивается. Как можно судить по открытым источникам, речь также в общих чертах идет о следующем: «Показатель решимости в этом вопросе — дислокация в семи районах на границе с Килисом примерно 11 тысяч военнослужащих из специальных подразделений, которые ждут приказа из Анкары». Подтолкнуло Анкару к такому сигналу следующее событие: ИГИЛ и силы Асада двинулись в сторону города Маре, и мишенью могут стать проживающие здесь туркмены. Другая причина — курдские элементы PYD.

***

Если для России или кого-нибудь другого проживающие здесь сирийские тюрки (туркмены) — просто несколько тысяч человек, они глубоко заблуждаются. Сирийские тюрки — стражи, которые веками защищали регион от вторжений крестоносцев. В сельджукский и османский периоды они отвечали за безопасность хаджа в регионе. Следовательно, сирийские тюрки — неотъемлемая часть безопасности региона и Анатолии.

Регион, который они защищали, входит в границы, зафиксированные в турецком национальном пакте (документ о территориальных владениях Турции, принятый турецким парламентом 28 января 1920 года — прим.пер.). Проживающие там туркмены — продолжение «вооруженных сил Алеппо». Это один из двух критически важных регионов, на которых будет построена «Великая Турция», которая возвращается к историческим кодам и пытается защитить свое наследие. Малейшая уступка в этом вопросе равноценна отказу от видения «Великой Турции». В тот момент, когда Турция перестанет считаться с тюркским элементом в этом регионе, тюркский мир перестанет считаться с ней.

***

Таким образом, Турция не может отказаться от этих территорий. Уже давно она дает понять, что ради них готова пойти на любой риск. На самом деле и Россия понимает это. Так, заместитель министра обороны России Антонов посчитал нужным заявить, что удары в ходе воздушных операций в Сирии Россия наносит не по оппозиции, а по террористам, и на данном этапе с Турцией создан прямой канал связи.

Россия таким образом говорит Турции, что не желает какого-либо случайного или внезапного кризиса в отношениях двух стран. Но последние события не подтверждают эту мысль. То, что в последнее время Россия постепенно ужесточила позицию в отношении Турции, начала использовать все козыри, которыми она располагает (прежде всего в энергетике), и более явно разыгрывать курдскую карту, создало в Анкаре глубокую проблему доверия. В этой связи важно подчеркнуть, что Анкара заметила сигналы, которые с октября этого года исходят от российского министра иностранных дел Лаврова.

***

Как известно, 2 октября на пресс-конференции в Нью-Йорке Лавров после заявления США «для нас PYD — не террористическая организация» сделал похожее заявление и отметил, что курды через иракское правительство получают российские вооружения. Далее Лавров заявил: «Мы надеемся, что использование силы против террористов не распространится на другие оппозиционные группировки». То есть, был дан сигнал: не трогайте PYD.

Еще один важный сигнал последовал 15 октября. На пресс-конференции в Хельсинки Лавров отметил, что Россия оказывает военную поддержку иракским курдам в борьбе с терроризмом. А когда министра попросили прокомментировать факт вызова в министерство иностранных дел Турции послов России и США по причине военной поддержки PYD, он отметил: «Я не знаю о вызове нашего и американского послов в турецкий МИД. Видимо, это произошло, пока мы были в самолете».

***

Военная мобильность Турции на границе с Сирией на фоне двух этих заявлений, которые последовали от Лаврова в октябре этого года, видимо, прояснит дальнейший курс развития турецко-российских отношений. Если Россия не последует примеру США и не изменит свою позицию, Турция неизбежно выведет на поле боя свои козыри в этой игре.

Лавров, который в условиях нового процесса «Сайкса-Пико» входит в роль Сазонова, вероятно, должен увидеть, что давление Турции на США в вопросе PYD стало давать результаты, и в турецко-американских отношениях начался новый процесс. Если, конечно, он не в самолете…

Источник: Milli Gazete«, Турция)
12.11.15.