Как сказал философ Френсис Бэкон, «месть — справедливость варваров», однако, когда речь идет о политических конфликтах и войнах, мало кто принимает во внимание моральный аспект. Некоторые лидеры государств используют месть в качестве средства исправления исторических ошибок, способа реабилитации и установления нового миропорядка.
Один из таких руководителей — нынешний президент России Владимир Путин, который ведет себя, как новый император, одержимый историей своей страны и доходящий до крайности в реализации ее мечтаний. Он стремится восстановить роль России в мире, начав с Грузии в 2008 году.
По мнению Путина, развал Советского союза — это величайшая трагедия XX века, и он пойдет на все, чтобы исправить историческую несправедливость. Путин устремляет свою военную мощь в Сирию в попытке сделать «ход конем» в ближневосточной геополитической шахматной партии. Ему на руку запутанная региональная ситуация и отсутствие равного соперника.
Военные успехи на поле боя, провал очередного трека переговоров «Женевы-3», все эти события привели к тому, что в российской прессе Сирию начинают именовать «новой Россией», учитывая сходство в произношении названий стран. Если вспомнить грубые действия России на Кавказе в отношении нерусского народа, то, очевидно, Сирию ожидает не лучшая доля. Тем более, что грандиозная шахматная партия в регионе еще не окончена, все только впереди.
Авантюра российского президента в Сирии — это своего рода месть. Он сводит исторические счеты, которые остались со времен Российской и Османской империй, касающиеся жизненно важных сфер влияния, в том числе господства над проливами. По прошествии века стоит вспомнить, что Российская империя была партнером в Соглашении Сайкса-Пико, а изначальное названием этого документа было Соглашение «Сайкса — Пико — Сазонова» по имени Сергея Сазонова, министра иностранных дел России того времени.
Разделение сфер влияние на Ближнем Востоке между Францией и Англией привело в дальнейшем к формированию новых арабских государственных образований и государства Израиль. Россия, выйдя из соглашения, потеряла восточные и северные турецкие провинции, контроль на которыми означал господство над стратегическими проливами Дарданеллы и Босфор.
Вероятно, сегодня Путин, чтобы обозначить роль своей страны в мире, ставит задачу закрепиться в восточном регионе Средиземноморья, имеющим огромное значение с точки зрения геополитики, обладающим источниками энергии и транзитными маршрутами, а также находящимся в самом центре и исламского мира и его конфликтов.
С момента подписания Москвой и Дамаском в августе прошлого года секретного соглашения, в соответствии с которым самолеты российской военной авиации были направлены в регион для реализации военных задач, Сирия живет практически под российским мандатом. Москва показала истинное лицо, демонстрируя свое влияние на режим и его верхушку.
России крайне необходимо удержать свой единственный оплот в восточном регионе Средиземноморья, чтобы установить новые стратегические реалии, обеспечивающие сохранность нынешнего сирийского режима даже во время переходного политического процесса.
Череды «цветных революция» в бывших республиках Советского союза привела к сменам правящих режимов в них, чему яро противился Путин. Он продемонстрировал свою крайнюю непримиримость в этом вопросе, особенно играя с огнем на Украине. Однако, что касается Сирии, то попытки усиления своего влияние там имеют исторические предпосылки. Путин хочет взять реванш и за провал Советского союза в Сирии в период правления Леонида Брежнева и Хафиза Асада. Телеканал Russia Today выпустил ряд передач, куда были приглашены бывшие военные и эксперты, которые работали в Сирии в тот период. Все они подтвердили, что Советский союз потерпел фиаско из-за несовершенства своих вооружений и некомпетентности специалистов.
Сегодня Россия использует Сирию в качестве экспериментальной площадки для проверки нового оружия с целью его дальнейшей реализации, а также, чтобы шантажировать региональных игроков, напуганных вездесущностью русского медведя. Очевидно, что Путин предпримет все возможное, чтобы вернуться в Египет, откуда в 1972 году бывший президент страны Анвар Саддат выдворил советских военных специалистов.
Если взглянуть на эту ситуацию шире, то станет ясно, что Москва также соперничает с Вашингтоном за влияние на Иран. Эта борьба имеет исторический характер. Путин понимает, что стратегически важным является усиление координации с Тегераном посредством общих интересов в сирийском конфликте. Со своей стороны Иран тоже вынужден лавировать в политической игре, так или иначе обеспечив себе сосуществование с Израилем в этом регионе, конкурируя с Вашингтоном за его расположение.
Вручая аятолле Али Хомейни старинный рукописный экземпляр Корана, приглашая принять участие в открытии нового комплекса Соборной мечети в Москве президента Турции (еще до инцидента с самолетами), Путин пытается публично выразить свое уважение к исламу. Однако на самом деле он крайне обеспокоен исламской демографией и, как сказал один европейский политик, «Москва, дабы защитить себя от исламского гнета, пришла в Дамаск».
Все эти прошлые войны в Афганистане, Чечне, на Кавказе, а сейчас и в Сирии, если присмотреться, выглядят как месть Путина исламу в России и соседних странах, который не смогла истребить коммунистическая власть.
Доля исторической мести Путина также направлена на арабский мир и арабов, так как Российская империя, защищавшая христиан, давно присматривалась к богатому наследием и символикой Востоку. Нет сомнения, что значительный уклон арабских режимов в сторону Вашингтона во время холодной войны все еще не дает покоя российскому руководству. Обостряет ситуацию также вспыхнувшая война цен на нефть и противостояние на энергетическом рынке.
Путин в Сирии действует по примеру Грозного, нанося тысячи ракетных ударов и применяя ковровые бомбардировки. Месть России не имеет границ, а новый царь хвастается перед мировым сообществом своими достижениями на Ближнем Востоке. Недавно министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд заподозрил Россию в планах создать в Сирии карликовое алавитское государство и это не пустые слова. Но независимо от то, какой будет новая Сирия, Путин продолжит следовать своей цели возмездия за поражение в холодной войне и стараться вернуть «Священной России» былую мощь посредством успеха в Сирии.
Источник: inosmi.ru
09.02.16.